Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство развития универсальных умений учащихся МОУ гимназия №184 Ленинского района г. Нижнего НовгородаАлешина Галина Николаевна2010 г.
Этапы развития 2001 годПрограмма «Путь к успеху»2003 годОснащение кабинета компьютером2007 год Оснащение мультимедийным оборудованием кабинета в рамках национального проекта «Образование»2009 годПодключение к локальной сети Интернет
Основной целью проекта является развитие потенциала современного урока средствами ИКТ Задачи:Повысить мотивацию обучения;Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;Стимулировать самостоятельность учащихся при подготовке к урокам;Повышать качество образования;Совершенствовать формы и методы организации учебного процесса
Компьютерные информационные технологии выступают в роли инструмента
Компьютерные обучающие программы по русскому языку
ИКТ на уроках русского языка и литературы
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте решает задачи:
Что все знания мира – рядом! Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией.И «живой Интернет» позволяет понять,
Самостоятельная работа (электронная литература, тесты, словари и т. д.) gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др. gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др. learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям Ссылки на словари русского языка
navigator.gramota.ru - "Навигатор" - каталог сетевых ресурсов по русскому языку. rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты "Русский язык". Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте.)
language.edu.ru - тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку" на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания. naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В. distedu.ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос. Университет, 2001г.) kursy.ru - курс "Ошибки словоупотребления" Александр Левитас на сайте международного центра дистанционного обучени О природной грамотности в условиях ее формирования http://www.zankov.ru/break/read8.asp
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20197Мультимедийные обучающие программы серии TeachPro, доступные в Интернете в онлайне
Дистанционное обучение http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный порталwww.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования "Эйдос18 февраля – 21 февраля Дистанционная олимпиада по русскому языку «Лексика. Фразеология»Седойкина Мария, ученица 7б класса, заняла 2место
Самостоятельное создание презентации Power Point Повышает наглядность и доступность учебного материала;формирует и развивает навыки самообразования школьника;обеспечивает усвоение знаний не на репродуктивном, а на творческом уровне
Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика при введении нового материала. Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку или на уроке. Презентация - сборник учебно - методического материала (УММ) к изучению большой темы, раздела курса, который можно использовать по частям на разных уроках в разных классах.Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока, помощником в организации учебной деятельности детей, в развитии речевых компетентностей учащихся.
Варианты домашних заданий
Динамика уровня обученности учащихся
Уровень сформированности творческих способностей учащихся
Уровень самореализации школьников
Итоги использования компьютерных технологий таковы повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширение объёма предъявляемой учебной информации; обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика