Муниципальное общеобразовательное учреждение Шарчинская средняя общеобразовательная школа Методическая разработка с использованием информационно-коммуникационных технологий.«ЦОР: Народные промыслы России». Учитель изобразительного искусства: Головина О.С.,ученицы 8 класса: Шанбахер Олеся, Хотькина Виктория, Черепанова Аннас. Шарчино 2010г
Данная работа предназначена для сопровождения уроков изобразительного искусства по теме: «Народные промыслы России» для 5, 8 класса и рассчитана на 3 учебных часа. В 5 классе по теме «Золотые узоры» эта работа поможет при изучении истории Хохломской росписи, технологии выполнения «фонового» и «верхового» письма (Часть1). В 8 классе по теме «В мире декоративно-прикладного искусства» поможет при создании композиций росписи по хохломским мотивам, опирающихся на инструкционные карты (Часть 2). Эти уроки предполагают интеграцию изобразительного искусства, истории культурного наследия своего народа, истории народных промыслов. Их цель обеспечить установление связи между прошлым и настоящим, показать значение народных промыслов в современной жизни; способствовать развитию познавательных интересов школьников, связи их с жизнью; создать условия для воспитания эстетического вкуса на примере народных художественных промыслов; научить детей выполнить законченную композицию росписи по хохломским мотивам с передачей характерных, исторически достоверных особенностей мотивов и орнаментов росписи. При восприятии учебного материала воспитывается эстетический вкус, развиваются память, внимание, кругозор детей, мышление, умение анализировать, обобщать. Особое внимание здесь уделяется практической части, т.к. на уроках дети учатся выполнять композиции по данному образцу с помощью инструкционных карт. Кроме того, работа над созданием собственной росписи по хохломским мотивам всегда вызывает неподдельный интерес и желание придумать что-то интересное, новое. Ребята с удовольствием применяют полученные знания в жизни.
Часть1.ИСТОРИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ Искусство хохломской росписи приобрело всемирную известность 200 лет назад. Названо оно по имени старинного торгового села Хохлома, находящегося в Горьковской области (ныне Нижний Новгород), куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической, неповторимой росписью.
Ассортимент хохломских изделий из дерева очень большой: блюда, чаши, поставцы, бочата, ложки, плошки, вазы, солонки, ковши-утицы, детская мебель, досочки.
Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла. С этой техникой хорошо были знакомы ещё иконописцы Древней Руси.Технология выполнения хохломской росписи Выточенная на токарных станках или вырезанная из липы и берёзы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапом»);Просушенная и «повапленная» вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, главным образом чёрной и красной, как наиболее жаростойкими;Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего «серебро» даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё больше горят на золотом и чёрном фоне.Поэтому и называют Хохлому «золотой» и «пламенной».
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Роспись "Травка"В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине густо усеяны большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму. Росписи «под листок» и «под ягодку» являются разновидностью «травки».
Роспись "под ягодку"
Роспись "под листок"
Роспись "Кудрина" «Кудрина» - цветочно-листовые узоры с округлыми широкими листьями, цветочными головками и завитками. Поверхность изделия покрывается причудливым растительным узором, напоминающим кудри-завитки.
Роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», художественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.
Фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрашивают чёрной или красной краской, оставляя получившийся узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым.
Верховое письмо - узор пишется чёрной, красной, зелёной, жёлтой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократного покрытия олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи.
Традиции замечательного мастерства в создании хохломских изделий в наши дни продолжают развиваться
«Хохломой» украшают одежду, предметы быта, обувь…
Фабрика «Хохломской художник» расположена в селе Семино Нижне-Новгородской области. Там работают художники, воспитанные в семьях потомственных мастеров.
Информационные ресурсы: ► Л.В. Варова. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д.:ООО «Удача».2010.► Н.А.Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение. 2009.► Е.И. Вихрев. Роспись по деоеву. М. Советская Россия. 1984.►http://www.gzhel.ru►http://www.domzamkad.ru►http://www.mcmtravel.ru
Часть2.Хохломская роспись Данная работа предлагает варианты инструкционных карт и карточек-заданий на освоение техники хохломской росписи, которые были разработаны учителем совместно с детьми.Методический материал очень разнообразный, что позволяет изучить весь процесс росписи – от простых «травных» элементов, до «кудринской» росписи.Данные карточки можно использовать на уроках после прохождения новой темы в качестве закрепления пройденного материала.
Карточка-задание №1Заполните строчки данными элементамиКарточка-задание №2Допишите орнаментальные полосы травным узором и выполните проработку листочков и ягод
Карточка-задание №3Сделайте копии этих листков у себя в альбомеКарточка-задание №4Сделайте копии этих цветов у себя в альбоме, пользуясь как чёрным, так и красным цветом
Карточка-задание №5Допишите предлагаемые варианты стебля травными элементами так, чтобы они имели законченную формуКарточка-задание №6Допишите орнаментальные полосы травным узором и выполните проработку листочков и ягод
Карточка-задание №7Приведены варианты орнаментальной композиции. Допишите соответствующие ягодки и цветкиКарточка-задание №8Допишите травное письмо на ветках и листьях. Следите за тем, чтобы травка, имеющая разный рисунок и размер, создавала определённый ритм
Карточка-задание №9Допишите изображённые ниже контуры цветов различными прожилками и тычинкамиКарточка-задание №10Допишите предлагаемые вам контуры цветов различными прожилками и тычинками. Следите за тем, чтобы форма дописанного вами цветка не была нарушена
Карточка-задание №11Выполните различные варианты разработки предлагаемых вам контуров ягод и плодовКарточка-задание №12Предлагаем вариант орнаментальной композиции «под ягодку». Допишите травный орнамент, а так же мотив «ягодка». Пропишите приведённый вариант листьев.
Карточка-задание №13На основе предлагаемого контура орнаментальной композиции и заданного движения стебля, допишите роспись в технике «под листок»Карточка-задание № 14 Используя предложенный рисунок стебля, допишите орнаментальную композицию в технике письма «под ягодку»
Карточка-задание № 15 «Фоновое письмо»Пропишите ряд листочков, образцы которых показаны слеваКарточка-задание № 16 Освоение техники «под фон».Допишите травный орнамент. Выполните проработку мотивов «листок» и «ягодка».
Карточка-задание №17Используя предложенный орнамент, распишите изделие, выбрав самостоятельно форму для росписи.Карточка-задание №18Используя предложенный орнамент, распишите изделие, выбрав самостоятельно форму для росписи.
Карточка-задание №19Используя предложенный орнамент, распишите изделие, выбрав самостоятельно форму для росписи.Карточка-задание №20Используя предложенный орнамент, распишите изделие, выбрав самостоятельно форму для росписи.
Карточка-задание №22Используя предложенный орнамент, выполните роспись блюда или чаши.Карточка-задание №21Используя предложенный орнамент, выполните роспись блюда или чаши.
Карточка-задание №23Используя предложенный орнамент, выполните роспись досочки или подноса.Карточка-задание №24Используя предложенный орнамент, выполните роспись досочки или подноса.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТАОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ «КУДРИНА»Хохломская роспись по дереву
Работы учащихся Досочка «Птица»Эскиз росписи по хохломским мотивамРабота Шанбахер ОлесиБлюдо «Жар-птица»Эскиз росписи по хохломским мотивамРабота Черепановой Анны
Панно «Петушок и курочка»Роспись по хохломским мотивамРабота Хотькиной ВикторииПанно «Сказочная птица»Роспись по хохломским мотивамРабота Черепановой Анны
Информационные ресурсы: ► Л.В. Варова. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д.:ООО «Удача».2010.► Н.А.Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение. 2009.► Е.И. Вихрев. Роспись по дереву. М. Советская Россия. 1984.►http://www.gzhel.ru►http://www.domzamkad.ru►http://www.mcmtravel.ru