Факультативный курс для старшеклассников «Применение производной в решении задач школьного курса математики» Выполнила: студентка 53 группыИльина Ольга Геннадьевна
Цель дипломной работы - анализ возможностей применения производной в решении задач школьной математики и разработка содержания факультативных занятий для старшеклассников
Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы и выяснение психологических характеристик старшеклассников; 2) анализ методической литературы по теме «Производная»;3) анализ изучения темы «Производная» в действующих учебниках и характеристика особенностей изложения материала;4) разработка содержания факультативных занятий для старшеклассников по теме «Применение производной в решении задач школьного курса математики»; 5) апробация факультативных занятий и анализ результатов.
Анализ учебников 1) «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией А.Н. Колмогорова:- учебник для общеобразовательной школы;- большой объем материала по теме «Производная»;- определение понятия производной дается не через предел, используется понятие «стремится к».
2) «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией Ш. А. Алимова: - учебник для общеобразовательной школы;- определение понятия производной дается через предел;- много задач на практическое применение производной;- много примеров решенных задач, некоторые пункты даже целиком состоят из них. - доказательства – слабая сторона учебника, т. к. они кратки, а зачастую их нет совсем.
3) «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией М. И. Башмакова:- учебник для общеобразовательной школы;- определение понятия производной дается через предел;- теоретический материал излагается сжато, но последовательно и доказательства просты и понятны;- все математические понятия рассматриваются на конкретных примерах.
Анализ заданий ЕГЭУровень А задания на нахождение производных элементарных функций с использованием таблицы производных и теорем о производных суммы, произведения, частного и сложной функции; задания на нахождение производной в заданной точке.
Анализ заданий ЕГЭУровень А Геометрический смысл производной проверяется в различных вариантах работы заданиями двух типов:― по графику функции с заданной касательной в точке с абсциссой требуется найти значение производной ;― для функции, заданной аналитически, нужно определить тангенс угла наклона или угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции с абсциссой в точке .
Анализ заданий ЕГЭУровень В задания на исследование свойств функций(нахождение точек максимума и минимума функции, нахождение длины промежутка возрастания или убывания функции, вычисление наименьшего или наибольшего значения функции ).
Анализ заданий ЕГЭУровень В задания на исследование функции с построением схематичного графика;задания на выявление понимания связи между исследуемой функцией (наличие промежутков возрастания или убывания, точек максимума или минимума) и её производной (промежутки знакопостоянства, смена знака производной).
Анализ заданий ЕГЭУровень С уравнения и неравенства с параметром;задания, в решении которых используются различные приемы, включая монотонность функции.
Тематическое планирование
Спасибо за внимание!