Методическое объединение воспитателей тема:Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процессаповестка: - Современные гуманистические модели педагогической помощи детям с ОВЗ- Индивидуальная беседа как ведущий метод воспитания с отдельным учеником
Не может быть аномальным ребенок – возможно лишь аномальное развитие. В любом случае ребенок остается ребенком Задача взрослого – создать адекватные условия для развития ребенка с учетом его особенностей.
Чужой бедою жить не все умеют,Голодных сытые не разумеют.Тобою, жизнь, балован я и пытан,И впредь со мною делай что угодно,Корми как хочешь, но не делай сытым,Глухим, не понимающим голодных.(К. Кулиев)
В современных концепциях воспитания, отличающихся гуманистической сущностью, выделяется понятие "педагогическая поддержка". Имея исторические корни, педагогическая поддержка вобрала в себя лучшие традиции и достижения отечественной и зарубежной личностно-ориентированной педагогики. Педагогическая поддержка представляет собой явление, в котором наиболее отчетливо проявляются процессы демократизации и гуманизации образования, социализации и индивидуализации личности.
Педагогическая поддержка – это особая деятельность педагога, осуществляемая в рамках совместных с ребенком действий, направленных на определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка – процесс, в ходе которого взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя, поддерживает при неудачах.
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие.
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения.
Вся деятельность по оказанию педагогической поддержки строится поэтапно.1 этап – диагностический2 этап - реализационный
Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные: • ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;• самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;• всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;• все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;• не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;• дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;• не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;• доверяя — не проверяй!• признавай право на ошибку и не суди за неё;• умей признать свою ошибку;• защищая ребёнка, учи его защищаться.
Условия успешности педагогической поддержки -Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.-Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Вопрос о педагогической поддержке ребенка затрагивает немаловажную проблему – каким должен быть современный педагог, каким образом должна быть построена его деятельность в данной сфере?
Для анализа эталонной модели педагога, работающего в русле оказания педагогической помощи и поддержки существует понятие "гуманистическая позиция педагога"
Признаки гуманистической позиции • направленность на ребенка (и других людей), связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; • направленность на себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; • направленность на предметную сторону профессии
Факторы, обуславливающих развитие гуманистической позиции педагога. субъективные (личностные) - принятие основных гуманистических ценностей, развитие рефлексивных и проективных способностей, компетентность- потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка; позитивное ценностное отношение к себе; отношение к другому как самоценности; уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка; - установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от "долженствования" и соответствия чужим ожиданиям, готовность к открытому общению; установка на диалог; способность открыто выражать свои чувства; эмоциональная самореализация; способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека; принятие его; - осознание ответственности за собственный выбор; - педагогический такт, деликатность, творчество.
объективные (внешние) - ориентирован на развитие ребенка, создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека; - владеет технологией индивидуальной и групповой работы; активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора; - обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет работать "с целями " ; создает доверительную атмосферу во взаимодействии; - хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы; - способен брать на себя ответственность.
объективно- субъективные связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. - атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; - объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса.
Результаты анкетирования101 балл и выше - выраженная направленность на учебно-дисциплинарную модель педагога с ребенком91 – 100 балл - умеренная направленность на учебно-дисциплинарную модель81 – 90 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с ребенком80 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с ребенком предполагает, что субъектом деятельности является только педагог, ребенку отводится пассивная роль как объекта воздействия со стороны, педагога, преобладает авторитарный стиль руководства. Личностная модель взаимодействия означает, что педагог признает в качестве субъектов деятельности себя и ребенка, создает условия для саморазвития; преобладает демократический стиль общения, сотрудничество.
Притча о змееЖила – была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и змея решила начать жить по – новому, не нанося никому вреда. Но как только люди узнали об этом, они тут же стали таскать её за хвост и бросать в неё камни. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи ,сказал:«Я просил чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтоб ты перестала шипеть и отпугивать их!»Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ