Особенности коррекционной работы с ребенком со сложной структурой дефекта (РДА, интеллектуальная недостаточность) в условиях надомного обученияУчитель начальных классов высшей категорииОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Клинико-психологическая структура детского аутизма различного генеза имеет общие признаки, выраженные в большей или меньшей степени. Термин аутизм* является основным и определяет особенности этой аномалии развития.
Клинико-психологическая структура детского аутизма Нарушение коммуникации.Неравномерность развития психических функций.Особенности восприятия.Повышенная пресыщаемость.Стереотипии.Развитие речи:
Классификация групп аутического дизонтогенеза по Никольской О.С.:
Оперантное обучение (поведенческая терапия).Построено как процесс обученияОриентиру-ется на форми-рование социально-значимых видов поведенияЭкспере-ментально отслеживает взаимосвязь между пове-дением ребенка и обучением
стимул, запускающий поведенческую реакцию. третийсобственно поведен- ческая реакция, возника- ющая в ответ на Запускающий стимул (чаще используется термин «ответ»)
Подкрепление – все что нравится ребенку, что его привлекаетИгрушкиПредпочитаемая едаПриятные виды тактильного контакта (обнять, покружить)Различные виды деятельности (рисовать, танцевать, петь)
ФизическаяВербальнаяЖестоваяПомощь в виде наглядных стимулов (схем, фотографий)
Сбор психологического анамнезаОпределение уровня нарушений эмоционально-волевой сферыИзучение особенностей познавательной сферы
Перемещение по комнатеДвиженияМимикаВыполнение простых инструкцийПодражание, движенияНахождение предмета по инструкцииК каким предметам подходитСпонтаннные самостоятельные вокализацииКак реагирует на приближение другого человека
Лист данных фиксации проблемного поведения (на протяжении учебногозанятия) 2,5 часа
● Замещение, основной принцип – замена стереотипий другими, близкими по характеру действиями или деятельностью, более адекватными социально и не такими регидными.● Трансформация – это замещение, но при этом мы меняем смысл действия и модифицируем его.● Наработка гибкости – вводятся новые виды стереотипов, которые затем постепенно изменяются; а так же взаимодействуют со старыми стереотипиями – таким образом, поведение становится более гибким.
Конспект занятия «Домашние животные» (собака, кошка)I. Формирование обобщающего понятия «домашние животные»Беседа. Учитель показывает ребенку рисунок-помощник, обозначающий жилище, и беседует с ребенком о том, что у всех есть свой дом, и домашние животные живут с человеком, он за ними ухаживает, он за ними ухаживает, кормит. Собака может жить в будке.На листе: даны изображения животных и жилищ, где могут жить животные; Костя соединяет линией изображение животного и его жилища.Помощь: вербальная, указательный жест; подкрепление – тактильный контакт, похвала.
II. Формируемый навык – подбор к каждому животному слов-признаков (по 2 каждому).Помощь: подсказка, схемы-картинки.Кошка (какая?) – серая, пушистая.Собака (какая) – злая, черная.III, Формируемый навык – действия животных.Помощь: подсказка, схемы-помощники.Подкрепление – словесное поощрениеУчитель показывает на картинку и спрашивает: «Что делает кошка?» - (подсказка) ест, пьет; «Что делает собака?» ест.
IV. Формируемый навык – Кто что ест? Кто чем питается?Беседа. Желательно понаблюдать в повседневной жизни, чем питаются кошка и собака.Рассмотреть картинки: Кошка ест молоко, рыбуСобака ест мясо, костиНа листе в центре изображена пища, которую ест то или иное животное. Ребенок проводит линию от животного к еде.Вопрос учителя: «Что ест собака?» → подсказка (собака ест мясо) – поощрение. Ребенок проводит линию от животного к еде.
V. Заключительная работа (картинки-помощники)Кто это?Как животноевыглядит?Какое? Какая?Чем питается?Где живет?Правильные ответы («+») Неправильные («-»)Правильные, без подсказки Критерий 100%