Определение требований к качеству учебной программы дисциплины «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».Яковлева Т.И. зам.директора по УПР ГБОУ РХ НПО «ПУ№9» г.Черногорск, Республика Хакасия
Что такое рабочая программа учебной дисциплиныРабочая программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС профессионального образования и учитывающая специфику подготовки студентов (обучающихся) по специальности или профессии.Рабочая программа дисциплины является обязательной составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины (при отсутствии примерной программы – на основе ФГОС по профессии).Программа каждой дисциплины направлена на выполнение единой целевой установки подготовки конкретного специалиста и представляет собой базовый учебно-методический документ.Рабочая программа разрабатывается для каждой дисциплины учебного плана всех реализуемых в учебном заведении основных профессиональных образовательных программ. Рабочие программы учебных дисциплин должны быть едиными по структуре .
Основные цели и задачи рабочей программы:Цель учебной рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине Задачи учебной рабочей программы :определение совокупности знаний, умений, и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной дисциплины;раскрытие структуры и содержания учебного материала;распределение объема часов учебной дисциплины по темам и видам занятий;определение форм и методов контроля уровня овладения учебным материалом по дисциплине.
Основные критерии качества содержания программыПрограмма должна:соответствовать требованиям к минимуму содержания дисциплины, а также требованиям к квалификационной характеристике выпускника, установленным ФГОС НПО/СПО профессионального образования по соответствующей профессии (специальности);определять цели изучения и место курса в системе дисциплин, изучаемых по конкретной профессии (специальности);раскрывать последовательность изучения разделов дисциплин, содержание соответствующих дидактических единиц – логически самостоятельных частей учебного материала, по своему объему и структуре соответствующих таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект; определять структуру и содержание учебной нагрузки студента в ходе изучения данной дисциплины;соответствовать требованиям научности в конкретной области знания;отражать инновационные подходы преподавания дисциплины.
Дидактическая единицаЭто элемент содержания учебного материала, изложенного в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета.Дидактическая единица – одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине, предмету
Структура программыПрограмма учебной дисциплины включает следующие обязательные элементы:Титульный листСодержание программыПаспорт программыСтруктура и содержание учебной дисциплиныУсловия реализации учебной дисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Механизм разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплиныРабочая программа дисциплины разрабатывается автором - преподавателемОбсуждение и одобрение МК. При наличии замечаний программа возвращается автору на доработку. При отсутствии замечаний программа подписывается председателем МК .Согласование и обсуждение МО. При этом программа обсуждается при обязательном присутствии автора. При наличии замечаний по содержанию программы ее возвращают для доработки.После согласования рабочая программа рассматривается на заседании учебно-методического совета (МС), а затем утверждается заместителем директора по УПР/директором училища. Рабочие программы всех дисциплин ежегодно до 01 июля должны обсуждаться и переутверждаться на заседаниях МО,МК,МС, обеспечивающих преподавание дисциплин в соответствии с рабочим учебным планом. Коррективы вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов, достижений науки. Внесенные дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год согласовываются, утверждаются на заседании МС и фиксируются на оборотной стороне титульного листа программы. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к рабочей программе.Рабочая программа должна обновляться не реже одного раза в 2-3 года.
Доступность рабочих программРабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине, который должен быть доступен студентам, обучающимся.Бумажные варианты утвержденных рабочих программ всех дисциплин по конкретной специальности (профессии) должны храниться у заместителей, методическом кабинете в УМК по профессии.
Требования к содержанию учебной рабочей программы(можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе).Соответствие современному уровню развития науки.Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины.Реализация принципов системного подхода в отборе программного материала.Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.Учет межпредметных связей, обеспечивающий «состыковку» программы.Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаний и умений.Рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых (1,2,3 курс).
Содержание программы. Содержание программы образует ее основную часть. Изложение строится по темам с выделением разделов. Содержание программы рекомендуется начинать с введения, где дается характеристика дисциплины. По каждой учебной теме (разделу) приводятся:номер и наименование темы (раздела) в соответствии с тематическим планом;обобщенные требования к знаниям и умениям студентов по конкретной теме (разделу);содержание учебного материала (дидактические единицы);лабораторные работы и/или практические занятия (порядковый номер и наименование);виды самостоятельной работы студента.Тематика: лабораторных и практических (семинарских) заданий, заданий по различным формам текущего контроля (предусмотренных рабочим учебным планом),эссе, рефератов, внеаудиторной самостоятельной работы, контрольных работ и др. (предусмотренных рабочим учебным планом), примерная тематика курсовых работ (проектов).
Требования к тексту Текст программ должен быть : точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.
Алгоритм проектирования рабочей учебной дисциплины1.Заполняем раздел 1.«Паспорт программы»:Пункт 1.1. Номер и название укрупненной группы берем по перечню профессий НПО/СПО;Пункт 1.2. - дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.Пункт 1.3.- умения и знания берем из своих рабочих программ или стандарта 2 поколения, с учетом требований нового.(Обратите внимание ! В ФГОС в каждой дисциплине есть ОК и ПК)
Алгоритм проектирования рабочей учебной дисциплины2.Заполняем раздел 2. «Структура и содержание учебной дисциплины»Пункт 2.1. - определяем объем учебной дисциплины и виды учебной работы.Пункт 2.2. Учебную дисциплину разделяем на дидактические единицы (дидактические единицы – это предметные темы, подлежащие обязательному изучению и усвоению в процессе подготовки специалиста). Как и преподаватель, обучающийся должен четко представлять, что такое дидактическая единица, видеть их полный перечень в рабочей программе дисциплины, знать, при каких условиях ДЕ считается усвоенной, какое количество усвоенных ДЕ, количество каких навыков, умений является свидетельством того, что программа обучения выполнена.Определяем объем часов и уровень усвоения (см. сноску – какие есть уровни).Внимание! Уровень усвоения не указывается при выполнении л/р, к/р, с/р
Алгоритм проектирования рабочей учебной дисциплины3.Заполняем раздел 3. «Условия реализации учебной дисциплины»Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:Оборудование учебного кабинетаТехнические средства обученияОборудование мастерскойИнформационное обеспечение обучения:Основные источникиДополнительные источникСредства Интернет
Алгоритм проектирования рабочей учебной дисциплины4.Заполняем раздел 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по примерной программе учебной дисциплины.
Инструкция по определению содержания учебной дисциплиныДля разработки программы учебной дисциплины необходимо определить содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо составить технологическую карту:
Этапы составления технологической карты:Для заполнения столбца 1 «Содержание учебного материала» необходимо:- проанализировать требования к знаниям и умениям по дисциплине из ФГОС; - изучить учебную и учебно-методическую литературу, любые другие источники информации по дисциплине;- сформулировать дидактические единицы;- сгруппировать дидактические единицы.Для заполнения столбца 2 «Результаты обучения» необходимо:- выписать требования к знаниям и умениям по дисциплине из ФГОС;- дополнить их собственными формулировками в соответствии с выявленным содержанием учебного материала;- распределить знания и умения по группам дидактических единиц.
3. Для заполнения столбца 3 «Приемы формирования ОК и ПК» необходимо:- проанализировать общие (ОК) и/или профессиональные (ПК) компетенции, формируемые на учебной дисциплине (из ФГОС);- по каждой группе дидактических единиц определить, формированию каких ОК и/или ПК они способствуют;- указать эти компетенции в столбце;- определить приемы формирования каждой компетенции (элементы технологий обучения, методы, приемы обучения). 4.Для заполнения столбца 4 «Уровень освоения учебного материала» необходимо по каждой группе дидактических единиц проставить обозначение одного из возможных уровней усвоения:1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).5.Для заполнения столбца 5 «Формы и методы контроля оценки результатов обучения» необходимо по каждому результату обучения (умения, знания) определить, каким образом возможно проконтролировать и оценить его освоение.
Пример (условный) фрагмента технологической карты по учебной дисциплине «История»
Литература1.Федеральные государственные образовательные стандарты НПО по профессиям.2.О.Ф.Батрова кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО «Модульно-компетентностный подход как основа построения содержания профессионального образования».3.Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (2 августа 2009 г.) .4.Рекомендации по составлению рабочих программ.
Спасибо за внимание!