Формирование УУД у обучающихся основной ступени образования Подготовили: Колдаева О. В. педагог-психолог МОУ «НОШ № 1» г. Железногорск; Шипырёва О. В. педагог-психолог МОУ «СОШ № 9» г. Железногорск.
Фридрих Адольф Дистервег Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Ключевые изменения в ФГОС−2: 1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования»2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);метапредметные результаты (освоение обучащимися УУД и умения учиться); предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам)
А. Дистервег Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого :- собственной деятельностью, - собственными силами,- собственным напряжением.Извне он может получить только возбуждение…Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования.
Если мы хотим осознанно употребить слово "деятельность" применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны отчетливо представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного продукта.
«Универсальные учебные действия» - это УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Универсальные учебные действия Это система действий обучащегося, обеспечивающая : культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность обучащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности обучащегося.(А.Г.Асмолов)
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные
ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию обучащимся своей учебной деятельностиПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование любого умения проходит через этапы:1. Приобретение первичного опыта и мотивация.2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия.3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.4. Контроль.Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД.Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий в период обучения в начальной школе разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, стр. 15
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основная школа В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделятьальтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
4) формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; 5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
6) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
9) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 10) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 11) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;
12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии; 13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 14) развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.
Принципы построения системы формирования проектной деятельности Поскольку проектирование — деятельность, то для обучения проектированию, безусловно, надо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод учебных проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Проектирование — целенаправленная деятельность учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путём знания, приобретается личный опыт их практического применения. Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения.
Поэлементное формирование проектной деятельности овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно. освоение элемента проектной деятельности (например, элементы проблематизации, презентационные элементы проектной деятельности, целеполагание, планирование деятельности по этапам) венчается формированием соответствующего специального умения.
Уровни сложности проектных умений базовый уровень — 1, продвинутый уровень — 2, высший уровень —3.
Проектное умение — проблематизация Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы. — 1Выделить и сформулировать проблему из множества проблем (поля проблем). — 2Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определённой позиции. — 2Произвести сужение проблемы путём ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему. — 2Из нескольких проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор. — 3
Проектное умение — целепологание Формулировать цель деятельности по заданному результату. - 1Формулировать цель деятельности по решению проблемы. — 1Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор. — 2Провести уточнение цели с учётом имеющихся средств её достижения. — 2Распределение общей групповой цели между членами группы. — 2Ранжировать цели: — 3по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие), масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие), по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие).Сделать сужение и расширение цели. — 3
Проектное умение — планирование Формулировать задачу, исходя из формулировки цели. — 1Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа. — 2Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определённых результатов. — 2 Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования. — 3
Проектное умение — рефлексия и самоанализ Анализ результата по практической важности, — 1Анализ результата по соответствию цели, — 1Рефлексия поставленной задачи и личных возможностей её решения - 1Анализ результата по социальной значимости, — 2Анализ результата по степени решения проблемы, — 2Рефлексия результатов решения задачи — 2Анализ результата по оптимальности затрат. — 3
Для поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Педагогические задачи:1 уровень Формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для проектной деятельностиФормирование элементов проектной деятельности Простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиямиПрименение проектной деятельности в организации своего учения обучащимся
Педагогические задачи:2 уровень Формирование предметных умений как универсальных (общеучебных)Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровняГрупповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении
Педагогические задачи:2 уровень Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальныеРазвитие элементов проектной деятельности 3 уровняУчастие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач
Как создавать школьный проект 1. Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины. Результатом поисковой деятельности и анализа полученных данных может стать стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга, карта местности и так далее.
2. Любой школьный проект, независимо от темы и формы, можно создать в 4 этапа: подготовительный ориентировочный организационный продуктивный.
3. Подготовительный этапСначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема «Подросток» будет слишком обширной – школьник не сможет объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Скажем наркотикам «Нет»».
4. Ориентировочный этапОпределите цели и задачи исследования. Школьник должен четко знать, что он проектирует и для чего. Например, в проекте «Скажем наркотикам «Нет»»:Цель: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута. Задачи: 1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;2. Провести профилактическую работу с подростками и их родителями;3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников;4. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков;5. Посоветовать родителям как вести себя, чтобы уберечь своих детей-подростков от наркотиков.
5. Организационный этапСамый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы школьник изучает кратко историю вопроса, выявить интересные малоизвестные факты, которыми школьник позже сможет поделиться с другими. Это очень подогревает его интерес к работе над проектом.
6. Оформление работыЭто продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами и при помощи родителей оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но обучающийся сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.
Эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.