Требования к исследовательским работам учащихся
Основные этапы школьного научного исследования поиск новых фактов, явлений;постановка целей и задач;анализ литературы по теме;исходные гипотезы;экспериментальный опрос;анализ полученных данных ;формулировка выводов.
Программа исследования 1часть – методологическая («Что будет исследовано»)2 часть – практическая («Как будет исследовано?»)
Оформление исследовательской работы Общие требованияВ состав работы входят следующие части: титульный лист, краткая аннотация, аннотация и научная статья (описание работы). Эти части работы выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.Требования к текстуВесь текст выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, страны и населенного пункта; сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс/ курс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы).
Требования к содержанию Введение: формулировка проблемы, актуальность темы, цель и задачи исследования, объект и предмет изучения, методы исследования, используемые автором работы, формулировка гипотезы.
Краткая аннотация Объем не более 10 строк (60 знаков в строке с учетом пробелов), представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст краткой аннотации.
Пример краткой аннотации ЛАЗЕРНЫЙ МЕТОД РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ РАКАГуреев Антон Дмитриевич Россия, г. Самара, Самарский государственный медицинский университет, 1 курсРабота посвящена исследованию и разработке лазерного метода ранней диагностики рака. Созданный в результате исследований компактный диагностический комплекс с оптоволоконной системой транспортировки лазерного излучения позволяет выявить опухоль на ранней стадии развития, и, что немаловажно, даже в домашних условиях. Проведенные экспериментальные исследования, в частности, патологоанатомические, позволяют уверенно говорить о перспективности разработанного метода ранней диагностики рака и вселяют надежду, что в начавшемся веке эта ужасная болезнь будет все-таки побеждена.
Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию: цель работы; методы и приемы, которые использовались в работе; полученные данные; выводы..
Аннотация не должна включать списка литературы, благодарностей и описания работы, выполненной руководителем. Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слово "Аннотация", ниже текст аннотации.
Научная статья (описание работы). Статья в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы.
Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте.
Заключение: интерпретация полученных данных, собственные выводы и оценки автора, предложения по разрешению проблемной ситуации, сформулированные на основе собственных выводов и оценок..
Технология презентации Научный доклад. Тезисы доклада. Размещение материалов на стенде. Стендовый доклад. Стендовая защита.Компьютерная презентация
Критерии проектно-исследовательской деятельности 1. Актуальность выбранного исследования.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.7. Четкость выводов, обобщающее исследование.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Критерии оценки работ I. Оценка собственных достижений автора (max балл - 50)Использование знаний вне школьной (вузовской) программыНаучное и практическое значение результатов работы Новизна работы Достоверность результатов работы
II. Эрудированность автора в рассматриваемой области (max балл - 30)Использование известных результатов и научных фактов в работеЗнакомство с современным состоянием проблемыПолнота цитируемой литературы, ссылки на известные работы ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой
III. Композиция работы и ее особенности (max балл - 20)1. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления2. Структура работы (имеются: введение, цель, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы)3. Грамотность автора
Основные компетенции учащихся возможность анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, оценивать, объяснять факты на основе изучения источников разных типов и применения исторических знаний;Характеристика общественных явлений в развитии и конкретно-исторических условиях, применяя различные методологические подходы; умение раскрывать причинно-следственные связи общественно-исторических процессов; изучение основных методов исследований, выбор наиболее приемлемых для работы с интересующей темой; самостоятельный подбор литературы по теме; обзор изученной литературы; составление конспекты, тезисы, подготовка и оформление рефератов и исследовательских работ;Овладение основными приемами ведения дискуссии, полемики, отстаивания своей позиции