Изменение практик детского развития
«Проблема развития является центральной и основной для всех областей научного знания.» Л. С. Выготский.
Развитие психики Развитие психики характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.Критерии развития: дифференциация ранее единого явления; появления новых элементов, новых сторон в самом процессе развития; перестройка связей между различными сторонами объекта.
Понятие развития в психологии включает: Прогрессивное развитие.характеризуется возрастающей организацией и дифференциацией психических процессов.Регрессивное развитие:характеризуется процессами дезорганизации,замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.Аномальное развитие.характеризуется нарушением процесса роста и организации психических процессов.
Почему мы говорим о практиках? Практика – это реальные условия жизни ребенка, в которых и происходит развитие.Следовательно в практиках мы ищем (и до сих пор находили) точки роста индивидуальных способностей.Разговор пойдет о « естественных » практиках, традиционно обеспечивающих возрастные образования.
Периодизация Фрейда 0-1 оральная фаза1-3 анальная фаза3-6 фаллическая фаза6-12 латентная фаза12-18 генитальная фаза===================================Каждая фаза по Фрейду характеризуется запретом - конфликтом - разрешением
Современные практики Современные практики характеризуются отсутствием собственного усилия, собственного преодоления. Исчезает ощущение усилия.Это значит исчезает условие развития.
Нет усилия (личного действия) – нет будущего.Нет преодоления – нет взрослого, нет субъекта.
Что делать? Искусственное восстановление ситуаций, провоцирующих развитиеНасыщенность образования разнообразными ситуациями интерпретации текстов ( культурных образцов)Искусство как образовательная область (претерпевание)Смыслопорождение как содержание образования
gusakova.wordpress.com