Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения Семинар учителей химии10.02.2011И.В. Серебрякова
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на:- приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;- повышение эффективности механизма правового регулирования;- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
Изменяется система уровней образования (образовательных цензов)
Уточняется классификация образовательных программ
Уточняются формы получения образования и обучения
Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность
Правовое поле стандартов Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственнуюаккредитацию ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования (сейчас - федеральные государственные требования, не предусмотрено освоение ОП) вводятся поэтапно (П Л А Н действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.09. 2010 № 1507-р) ФГОС основного общего образования во всех ОУ Российской Федерации – 2015 г. ФГОС среднего (полного) общего образования по мере готовности: 10 -11 класс – 2013 -2014 гг.
Стандарт - макроуровень государственных требований«В нашем случае стандарт как принятая норма — это отнюдь не шаблон, не трафарет, не лекало, под которое нужно подогнать человека, будто заготовку.» Стандарт – это гарантия, нормативно закрепленное обязательство. В этой связи особенно актуален ключевой принцип, взятый за основу в мероприятиях приоритетного национального проекта: деньги в обмен на обязательства. И.И.Калина, заместитель министра образования и науки РФ Государственный стандарт – стандарт гарантированной услуги
Особенности Федерального государственного образовательного стандарта Ориентация на новое качество как конвенциальную норму, общественный договорНаличие разнообразных возможностей, обеспечивающих вариативностьРаспределенная ответственность за достижение планируемых результатов(ответственность не только ученика, но и школы, родителей, государства)
Государственные образовательные стандарты
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программИнтересы и потребности личности, общества, государства
Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса
Основная школа(Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 и зарегестрирован Министерством юстиции РФ от 01.02.2011 № 19644) завершается общеобразовательная подготовка по БАЗОВЫМ предметам, создаются условия осознанного выбора профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образованияГЛАВНЫЕ ЦЕЛИФормирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности Приобретение опыта разнообразной деятельности, по-знания и самопознанияПодготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории
2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Из приказа МинОбра № 373 ) Личностные - включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичностиМетапредметные - включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиямиПредметные - включающие освоенный … опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
Планируемые результаты:три основные группы результатов
Основная школа Элементы научного знания Учебная деятельность по формированию познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культурыУУД: умение характеризовать, объяснять, классифицировать и др.
Результаты изучения предмета ХИМИЯ ЛИЧНОСТНЫЕВ ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, отношение к труду, гуманизм, целеустремленностьВ трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траекторииВ познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью
Результаты изучения предмета ХИМИЯ ПРЕДМЕТНЫЕВ познавательной сфере – давать определения понятий; описывать эксперименты; описывать и различать классы соединений, реакции; классифицировать объекты и явления; делать выводы и умозаключения; структурировать учебную информацию; моделировать строение атомов, строение молекулВ ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия деятельности человека для окружающей средыВ трудовой сфере – проводить химический экспериментВ сфере безопасности – оказывать первую помощь при травмах, ожогах, отравлениях, связанных с веществами и лабораторным оборудованием
Результаты изучения предмета ХИМИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИспользование основных методов познания для изучения окружающего мираИспользование интеллектуальных операцийУмение генерировать идеи и определять средства для их реализацииУмение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели, применять их на практикеИспользование разных источников для получения химической информации
Примерная программа Разработана на основе проекта Фундаментального ядра содержания общего образования, проектов Концепций образовательных областей и Базисного учебного плана, с учетом планируемых результатов обучения и Концепции развития универсальных учебных действий Разделы:Пояснительная записка (цели изучения предмета, особенности содержания)Содержание предметного образования:Перечень материала (базовый и профильный уровни)Не менее 2 вариантов тематического планирования с определением основных видов учебной деятельностиТребования к результатам освоения содержания программыРекомендации по оснащению учебного процессаРекомендации по оцениваниюРекомендации по организации внеучебной деятельности
Примерная программа по химии Пояснительная записка: описываются цели изучения химии в виде описания всех (личностных, метапредметных, предметных) результатовФормирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позициюФормирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира;Умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя химические знанияПриобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;ключевых навыков (компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни)
Примерная программа по химии 2. Основное содержание курса: перечень материала базового и профильного уровней (предусмотрено постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом) задача профессиональной подготовки обучающихся не стоит, следовательно, содержание обучения должно иметь ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ характер (т.е. значимое для формирования познавательной, нравственной, эстетической культуры; сохранения окружающей среды и собственного здоровья; повседневной жизни и практической деятельности)
Общая характеристика учебного предмета ХИМИЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫИзучение состава и строения веществаЗависимость их свойств от строенияПолучение веществ с заданными свойствамиИсследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергииСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИВеществоХимическая реакцияПрименение веществЯзык химии (система понятий и терминов, номенклатура веществ, химические формулы и уравнения, правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно)РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ«Основные понятия химии», «ПЗ и ПСХЭ. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ»
Примерная программа по химии Примерное тематическое планирование в двух вариантах на 140 часов (базовый уровень) и на 350 часов (углубленное изучение), из них 10 часов и 25 часов – резерв. Этот вариант может быть использован в качестве рабочей программы4. Рекомендации по оснащению учебного процесса – описание МТБ кабинета химии
Примерная программа – ориентир для составления рабочей программы Определяет инвариантную (обязательную) частьВариативная часть – право выбора автора рабочей программы – 25 %!Предусмотреть резерв времени, т.к. реальная продолжительность учебного года всегда меньше нормативнойАвторы учебников и программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определяя последовательность, расширение объема и т.д.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА = 105 часов (содержание примерной программы) + 35 часов (самостоятельно введенное дополнительное содержание обучения)
Благодарю за внимание!