Организация преподавания русского языка и литературы в разноуровневой системе обучения
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету (СОТ)
Уровневая технология позволяет Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности учащихся (новизна, необычность)Систематизировать индивидуальную работу с учащимисяСнизить количество неуспевающих учащихсяПовысить качество и прочность знанийОриентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обученияСоздать психологический комфорт на уроке и для учащихся, и для учителя
Последовательность действий учителя при организации дифференцированного обучения: Определение содержания учебного материалаРазработка технологической карты для учащихсяБлочное изучение материалаСоздание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для подготовки к зачётуУстный зачёт по темеПисьменный зачёт Анализ результатов
Система уроков (5 типов) Лекции с применением ИКТКомбинированные семинарские занятия с углубленной проработкой темыУроки-практикумыОбобщение и систематизацияУроки контроля
Технологическая карта для учащихся Контроль теоретических знаний учащихся____класса по теме:
Уровни усвоения знаний, требования к действиям учащихся
Второй уровень
Третий уровень
ЛЕКСИКАи фразеология
Лексикология- раздел науки о языке, изучающий Л.З., употребление и происхождение слов.Лексика- все слова языка,образующие его словарный состав.Лексикон- словарный запас одного человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА Слова, имеющие одно Л.З.,называются однозначными (мольберт, осанка, сундук, фиксаж, языковед).Слова, имеющие несколько Л.З., называются многозначными (караван, линейка, автомат, журавль, рукав).
Омонимы-слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. В полудневный зной на Сене Я искал напрасно сени, Вспомнив Волгу, где на сене Лежа, слушал песню Сени: «Ах вы, сени мои, сени!"
Синонимы-слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения . Термометр-градусникОсьминог-спрутБолезненный-хлипкийСияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.
Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Радость ползет улиткой, у горя бешеный нрав.Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли- Москва!Черный вечер. Белый снег.
Метафора- переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому. 1 Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, мерзнет в жару.2 Если б дали березке расческу, Изменила б березка прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку.Выпишите синонимы к слову мерзнуть, найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
Лексика профессиональные диалектные вода, земля, палитра, штифт, сугрев, колча,зеленый, идти гуашь, эстамп бурак, мшара
Диалектные слова встречаются в художественной литературе Пахнет рыхлыми драченами;У порога в дежке квас,Над печурками точенымиТараканы лезут в паз… Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко… (С.Есенин)Драчена- кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами.Дежка- деревянная кадка для теста.Паз- узкая щель между кирпичами и досками.Махотка- крынка, горшок, кувшин.
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Этимология- раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.Аква(лат.)- вода :акваланг, аквариум, аквамарин,акванавт.Декор(фр.)- украшение: декоративный, декорация.Вит(лат.)- жизнь: витамин.Терр(лат.)- земля: территория, террариум, терраса. Штаб(нем.), синтаксис(греч.), энциклопедия(фр.)
В словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке Боярин, камзол, длань(рука) компьютеризировать,аршин, алтын, выя(шея) , покемон , стрельцы, кафтан. зело(очень) ингредиент.
Результаты контроля усвоения темы «Лексика» в 6 классе, изучаемой в разноуровневой технологии Промежуточный контроль (тест № 1)Выполняли: 24 учащихсяСправились: 19 (79 %)Качество знаний: 54 %
Итоговый контроль (тест № 2) Выполняли: 25 уч-сяСправилось:21 уч-сяКачество знаний: 56 %
Итоговый контроль (тест № 3) Выполняли: 25 уч-сяСправилось: 23 уч-сяКачество знаний: 64 %
Динамика качества знаний
Динамика количества уч-ся, справившихся с контрольными работами