Обучающий семинар на тему: «Проектирование как способ решения проблем школьной жизни»
Активная школа – это учреждение
Главные вопросы Как оценивать сложившуюся в школе ситуации?Как сформулировать цель проекта?Как правильно определить проблему, задачи и ожидаемые результаты?Как выбрать оптимальный способ решения проблемы?Как составить план действий?
О проектной деятельности В наше время часто говорят о проектном мышлении, которое становится все более важным м необходимым в современной жизни.
Социального проектирования – это деятельность: Направленная на приобретение качественно нового личного опыта; задумывается и осуществляется самостоятельно;Подразумевает конструктивное взаимодействие с социумом;Формирует социальные навыки
Основные принципы проектирования: Мотивированность участия;Учет возрастных, психологических, творческих особенностей;Интеграция учебной и внеклассной деятельности;Системность
Ценности и качества: Уважение права;Толерантность;Готовность к компромиссам в определенных ситуациях;Уважение частной жизни;Общественная активность;Гражданственность;Стремление к самообразованию и саморазвитию
Чем отличается проектирование от других видов деятельности? Проектирование создает новый продукт. Он не всегда может быть уникальным, но всегда является оригинальным для конкретного человека или группы людей.
Основные элементы проектной деятельности
Разграничение проектного подхода от мероприятий В «Сказке о рыбаке и рыбке» казалось бы все элементы для проекта: сложная экономическая ситуация; налицо проблема – противоречие между желаниями и действительностью, есть ресурс – Золотая рыбкаНО ГДЕ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЦЕЛЬ????
Еще один пример… Цель довольна ясна, но никто не оценил ресурсы, поэтому потрачено много лишнего времени и сил, чтобы добиться желаемого. Да и желаемый результат был получен скорее случайным путем, чем целенаправленной деятельностью
Практикум Задание: Определите структурные элементы проектной деятельности на примере литературного произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок»
Советы и рекомендации: Не берите больше, чем могли и хотели выполнить;Работайте в тесном сотрудничестве;Не пренебрегайте общественным мнением;Не стремитесь к идеальному результатуНе опускайте руки при неудачах;Будьте терпимы к мнениям других;Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта
Определение цели, проблемы и оценка ситуации
Формы проведения анализа и оценки ситуации: Описание ситуации в результате наблюденияИзучение документов (СМИ, норм, статистики)Проведение социологических опросов и анализ данныхИнтервьюДискуссия, круглый стол, мозговой штурмАнализ разных данныхПроведение сравнительного анализа
Практикум Определение проблемы начинается с анализа ситуации!Например, недостаточно высокий уровень качества обучения, низкая мотивация у учителей, много конфликтов, ученики нарушают дисциплину.ВЫВОД: в школе сложился неблагоприятный психологический климат. ЦЕЛЬ: повышение качества образования в школеПРОБЛЕМА: неблагоприятный психологический климат препятствует повышению качества образования
Определение задач, ожидаемых результатов и выбор способа решения Способ решения проблемы – это ядро, сердцевина проекта. Для начала нужно избрать один способ, а затем формулируются задачи и ожидаемые результаты
Возможные опасности при выборе способа решения проблемы Опасность нескольких способовОпасность маниловщиныОпасность превращения проекта в хорошее делоОпасность ресурсозатратного проектаОпасность неконкретности выбранного способа, размытости
Возможные виды задач: Материально-техническиеНормативно-правовыеОрганизационныеКадровыеИнформационныеКоммуникационныеОценочно-рефлексивныеДизайнерско-оформительские
Требования к ожидаемым результатам: КонкретныеУточняют формулировку задачи, а не просто повторяют ееПроверяемыеСвязанные с целями и задачамиРеалистичные (связь с ресурсами и рисками)
Планирование, осуществление плана и оценка достигнутых результатов
Подготовительный этап Приходит время распределения заданий. Для них характерно:Выполняются определенным действиемУстанавливаются во времениПерсональная ответственностьНе требуют дополнительной подготовкиНе нуждаются в разъясненияхТ.О. задания – набор операций, действий на основе очевидной иснструкции
Возможные классификации ресурсов Материальные ФинансовыеЧеловеческие (кадровые)АдминистративныеИнтеллектуальныеРолевые – выпускники, меценаты, родителиИмеющиеся – необходимыеОбщественные - индивидуальные
Основной этап
Заключительный этап Оценивание проводится в разных формах:АнкетированиеСверка с планомОбщее обсуждениеОтчеты ответственныхСоставление портфолиоПодготовка материалов для СМИСтатистические данныеСоставление графиков, таблицДебаты
Для обсуждения итогов проектной работы используют следующие вопросы: Что изменилось в школе после проведения проекта?Каковы основные результаты проекта?Что может быть улучшено и на что следует обратить внимание?Может ли проект иметь дальнейшее продолжение?Насколько высока была активность учащихся?Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к проблеме?
Успешной работы!