Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Нарушения устной речи при дислексии могут носить следующий характер: нарушения темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь); задержка появления речи; недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); нарушения грамматического строя устной речи; нарушения звукопроизношения; нарушения фонематического развития.
Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто наблюдаются среди переученных левшей, и в этом случае являются следствием переученного левшества и не имеют прямого отношения к дислексии.
При дислексиях в большом количестве случаев наблюдается задержка речевого развития. В одних случаях это лишь легкое отставание (речь появилась после двух лет) В других - выраженная задержка речевого развития, когда речь появилась после четырех и более лет.
У детей, страдающих дислексией, наблюдаются: нарушения звукопроизношения бедность словаря неточность употребления слов неправильное оформление своей речи ошибки в употреблении слов избегание сложных фраз ограничение короткими предложениями инверсии
По С. Борель-Мезонни: слуховое восприятие при дислексии неустойчиво и мимолетно, следовательно: трудность установления устойчивого соответствия между фонемой и соответствующей графемой плохо различают многие звуки.
Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит несформированность фонематической системы
На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова)
По Р.Е.Левиной: "Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема - графическое обозначение фонемы - составляет единицу чтения и письма"
Б. Г. Ананьев, Р. Е. Левина, А. Н. Попова, Л. Ф. Спирова считают, что если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме
Для слияния звуков в слоги необходимо: соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука смысловая догадка, что затруднительно для детей с дисграфией
Аграмматическая дислексия - Это нарушения чтения, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи
При аграмматической дислексии в процессе чтения наблюдаются следующие ошибки: Изменение падежных окончаний существительных (у меня - "у мене", из-под листьев - "из-под листьях", у товарищей - "у товарищах"). Изменение числа имени существительного (космонавт - "космонавты"). Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного ("сказка интересное", "детей веселую"). Изменение числа местоимения (все - "весь"). Неправильное употребление родовых окончаний местоимений ("такая город", "ракета наш"). Изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени ("это был страна", "ветер промчалась", "была день", не хотелось - "не хотел"). Изменение формы, времени и вида глагола (влетел - "влетал", видит - "видел", объявили - "объявляли").
Аграмматические дислексии чаще всего наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.
Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается: уровнем языкового развития ребенка, степенью и характером овладения не только значением слова, пониманием связи слов и предложений.