Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста c речевыми нарушениями Учитель-логопед высшей категории Филипенко Галина Петровна
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственное познаниеабстрактное мышлениеОсновные формы логического мышления
Этапы становления логического мышления
Особенности речи и мышления у детей с ОНР: Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий; Замена родовых понятий видовыми; Лексический запас характеризуется стереотипностью;Трудности в программировании своего высказывания;Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.
Этапы формирования логического мышления у дошкольников Сравнение, обобщение, группировка, классификацияМоделированиеАлгоритмыКомбинаторикаЗадачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информацииУточнение скрытого смысла загадок, пословицРешение ребусов, кресс-кроссов
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Выделение существенных признаков;Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам;Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;Классификация предметов (по одному, двум и более признакам).
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Выделение существенных признаков Летает – не летает;Съедобное – не съедобное;Я знаю, что красным (сильным, глубоким, тяжёлым, круглым, красивым…) бывает;Отгадывание и составление описательных загадок;
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам Что на что похоже?Зима – лето;Найди предмет, не похожий на другие;Найди ошибку…Сравни картинки, найди отличия;Что изменилось?
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка и классификация предметов Скажи наоборот;Вопрос – ответ;Назови одним словом;Я знаю 5 названий одежды (обуви, мебели…);4-й лишний;Что общего и чем отличаются?Установление аналогий.Найди нелепые ситуации. Чего не бывает?
Моделирование, алгоритмы, комбинаторика Расположи, назови по-порядку;Что сначала, что потом;Цепочки;Установление последовательностей и логических рядов.
Комбинаторика Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследнимНайди истинное и ложное утверждение:В этой цепочке 5-я буква – о.В этой цепочке 3-я буква – л.В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные.В этой цепочке 1-я буква – согласная.
Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации. Задачи на определение возраста;Задачи на отрицание;Задачи на различие;Задачи на сравнение;Задачи на совмещение;Задачи на причинно-следственные зависимости;Задачи на соотнесение понятий и предметов;Логико-поисковые задачи; Сколько человек тянули репку?)Задачи-шутки ( Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?)
Решение ребусов
Решение кресскроссов