Логопедия
РАЗНООБРАЗНЫЙ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ - ЭТО ОБЩЕНИЕ . ОНО ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА, АОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ (СЕНСОРНУЮ СФЕРУ)
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ: МЫШЛЕНИЕЗАПОМИНАНИЕВООБРАЖЕНИЕ и др.СТРОЯТСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ, А ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ СЛОВО
Строение речевого аппарата 1 — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ -головной мозг;(лобные извилины левого полушария – центр Брока – являются двигательной обл. и участвуют в образовании устной речи, височные извилины – центр Вернике – являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения и происходит восприятие речи; для понимания речи имеет значение теменная доля КГМ, а затылочная доля яв-ся зрительной обл.; подкорковые ядра ведают темпом, ритмом и выразительностью речи; 2 — ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ носовая полость; твердое нёбо; ротовая полость; губы; резцы;кончик языка; спинка языка; корень языка; глотка; гортань;трахея; бронхи;легкие;диафрагма; мягкое нёбо
1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо
АЛГОРИТМ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗВУЧАЛА РЕЧЬ НЕОБХОДИМО ПОСТУПЛЕНИЕ НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА К ОРГАНАМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО - ПРЯМАЯ СВЯЗЬ, А В ОТВЕТ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПОСТУПЛЕНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ, ИДУЩИХ К ЦРА И СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ – ЭТО ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. БЛАГОДАРЯ СЛУХОВОМУ КОТРОЛЮ ЧЕЛОВЕК ЗАМЕЧАЕТ ОШИБКУ В МОМЕНТ ПРОИЗНЕСЕНИЯ, А КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОШИБКУ И ВНЕСТИ ПОПРАВКУ ДО ТОГО, КАК ЗВУК ПРОИЗНЕСЕН.Т.О.МЫ ВИДИМ, ЧТО БЕЗ РАЗВИТИЯ ТАКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ КАК СЛУХ И ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, НЕВОЗМОЖНА НЕ ТОЛЬКО КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ, НО И САМ АКТ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИЙ РЕЧИ КОММУНИКАТИВНОЙ – КАК ОСНОВЫ ВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБОБЩАЮЩЕЙ – КАК СРЕДСТВА МЫШЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ – КОТОРАЯ ДАЕТ ВОЗ-МОЖНОСТЬ ПОДЧИНЯТЬ ДЕЙСТВИЯРЕЧЕВОЙ ИНСТРУКЦИИ
СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ –ЭТО ОСВОЕНИЕ БОГАТСТВ ОЩУЩЕНИЙ СЛУХОВЫХ (СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ)ЗРИТЕЛЬНЫХ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ВОСПР-Е)ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХВКУСОВЫХОБОНЯТЕЛЬНЫХ (СОСТ-Х КИНЕТИЧЕСКУЮ И КИНЕСТЕТИЧЕСКУЮ СФЕРУ)ПОМОГАЮЩИХ УЗНАТЬ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ И ФОРМИРУЕТСЯ ПОНЯТИЕ О НИХ
В возрасте от 0 до 3 лет Речевое развитие происходит на базе сенсорного опыта детей:таких действий с предметами как ощупывание их, рассматривание, вызывание звуковых реакций, манипулирование предметами разной формы и величины, вынимание и вкладывание, нанизывание, проталкивание, прослеживание, слушание речи и мелодий
«Петушок у нас в гостях» Осматривание и ощупывание петушка в сопровождении комментариев с называнием его частей тела, чтения стихотворения, и вызывания звуковой реакции игрушки (ку-ка-ре-ку!)
«Покормим петушков» Манипулирование предметами и игрушками различной величины, соотнесение по величине в сопровождении объяснений и комментариев логопеда
«Разложим шарики» Ощупывание, проталкивание, соотнесение по цвету в сопровождении объяснений и комментариев
В возрасте от 3-х до 5 лет Уточняется и расширяется словарный запас при работе с предметным и иллюстративным материалом. «Внимательно смотри на меня и слушай…» - такую инструкцию мы постоянно даем детям на занятии, задействуя зрительные и слуховые ощущения сенсорной сферы.Развитие тактильных (кинестетических) ощущений происходит при работе над мелкой моторикой, в ходе включения в занятие упражнений, сочетающих речь и движение, в ходе артикуляционных упражнений и логопедического массажаРазвитие связной речи в этом возрасте стимулирует слушание комментариев, объяснений взрослого, а ознакомление с качествами и свойствами предметов позволяет расширить фразу.
«Песенкагласных» Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослогона слух.
Зондовый логопедический массаж Использование механической энергии, предаваемой органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания для улучшения кинестетических ощущений, кинетической основы движений органов артикуляции
«Волшебный мешочек» Развитие тактильной чувствительности, умения обозначать качества предметов, рассказывать о них, закрепление умения обобщать
В возрасте от 5-ти до 7 лет Лексическая работа предполагает обогащение словаря прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями, которыми мы обозначаем качества, местоположение и др. понятия, характеризующие ощущения сенсорной сферы.Грамматическая работа предполагает умение оперировать этими понятиями при словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с вышеназванными частями речи.Составление описательных рассказов на занятиях по развитию связной речи (например по схемам Ткаченко) предполагает конечный результат, если сенсорные эталоны хорошо закреплены
Схема описания и сравнения игрушек
Схема описания и сравнения овощей, фруктов
Схема описания и сравнения одежды
«Какой, какая, какие?» Упражнение в согласовании прилагательных с существитель-ными в роде и числеУпражнение в соотнесении по цветуУпражнение в умении объединять предметы по общему признакуУчить слушать инструкции и комментарии взрослого
«Цветочная поляна» Упражнение в соотнесении по цветуУпражнение в сравнении по величинеУпражнение в согласовании прилагательных с существительными