Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика Выполнила: Голенева И.А., учитель МКОУ «Карцовская ООШ»
Ретроспективная рефлексия
Упражнение «Опиши меня» Каждому участнику выдается бланк со следующей инструкцией: «Опишите себя, данные запишите в таблицу . На все у вас 5 минут. Затем вы получите листочки с именами ваших товарищей. Ваша задача: написать на листочке с именем то, что, как вы считаете, есть у этого человека, каждый должен написать по одному качеству всем участникам». По окончании упражнения каждый участник получает описание, которые выделили у него окружающие. Обсуждение: Что нового вы узнали о себе?
«Плюс-минус-интересно».
Перспективная рефлексия
При подготовке к уроку составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В этом случае в ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Также подобное задание может быть использовано при работы с текстом нового параграфа. В конце урока проверяется правильность заполнения, и делаются выводы по изученному параграфу.
Определите по фотографиям отрасли хозяйства.
Использованная литература: Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2 Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. M.E. Евсевьева / Материалы выступлений – Ч. 1. - Саранск, 1994 –С. 30-31. Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).