Педагогический совет Положительная мотивация как средство повышения качества образования
Мотив* - это смысл поведения и деятельности человека. Актуальность : одна из острых проблем современной школы – проблема мотивации учебной деятельности. Учебная мотивация – важнейшее условия эффективности образовательного процесса; повышения качества образования успешности в обучении каждого школьника гармоничного развития растущей личности потребности в получении знаний Цель образовательного процесса в условиях модернизации образования – повышение уровня мотивации обучающихся, создание положительной мотивационной среды в образовательном процессе.
Задачи образовательного процесса: Формирование и развитие у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности. Возможные пути решения: Выявление уровня мотивации обучающихся на начальной, основной, и средней ступени образования (служба сопровождения, школьный психолог) Изучение уровня владения учителями методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся на уроке (администрация ОУ, руководители школьных МО) Определение путей решения проблемы создания положительной мотивационной среды в образовательном процессе (администрация ОУ, педагоги школы)
Классификация мотивов Познавательные : связаны с содержанием учебной деятельности, глубиной интереса к знаниям , способам добывания знаний, рациональной (эффективной) организацией труда (учебной деятельности) Социальные : отражают различные взаимодействия обучающихся с другими людьми: Стремление быть полезным обществу Чувство ответственности перед родителями, учителями Желание занять определенную позицию, место среди окружающих , заслужить авторитет Социальное сотрудничество , желание общаться , взаимодействовать с другими людьми Внешние : не связаны с учебной деятельностью ; действия в силу долга, под давлением родителей, учителей; желание получить хорошую отметку и т.д. Внутренние : интерес к самому процессу обучения и его результату; стремление развить какие – либо умения , качества
Технология изучения мотивации учебной деятельности в ОУ Постановка цели: выявление уровня мотивации обучающихся, формирование условий, способствующих ее повышению. Выбор объекта исследования. Выбор формы исследования: микроисследование, анкетирование, наблюдение. Анализ полученных данных. Определение уровня мотивации (высокий, средний, низкий уровень УМ) 6. Разработка программы по формированию положительной учебной мотивации
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ К МОМЕНТУ ПРИХОДА РЕБЕНКА В ШКОЛУ СИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ЭТО СУБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ОБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, С КОТОРЫМИ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ В ШКОЛУ ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕТЬМИ СЕМИ ЛЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2-3 ГОДА УСЛОЖНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЧЕРТЫ МОТИВАЦИИ 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 2. ШИРОТА ИНТЕРЕСОВ (ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИХ ИНТЕРЕСУЮТ МНОГИЕ ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ НЕ ВХОДЯТ В ПРОГРАММУ ДАЖЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ) 3.ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ШИРОКОЙ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ) 4.АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ И ГОТОВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВЫПОЛНЯТЬ ЛЮБЫЕ ЕГО ЗАДАНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОНИМАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ УЧИТЬСЯ
МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕЕТ И РЯД НЕГАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДИНАМИКА МОТИВОВ ИНТЕРЕС К ВНЕШНЕЙ СТОРОНЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ (СИДЕНИЕ ЗА ПАРТОЙ, НОШЕНИЕ ФОРМЫ И Т.Д. ИНТЕРЕС К ПЕРВЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ТРУДА (К ПЕРВЫМ НАПИСАННЫМ БУКВАМ И ЦИФРАМ) ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ, СОДЕРЖАНИЮ УЧЕНИЯ ИНТЕРЕС К СПОСОБАМ ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ
ТАКОВА КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЕСЛИ ПРОСЛЕДИТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ДИНАМИКУ, ТО ОТМЕЧАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ К КОНЦУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ЭТУ ТЕНДЕНЦИЮ К «МОТИВАЦИОННОМУ ВАКУУМУ» НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НАБЛЮДАЮТ УЧИТЕЛЯ, ЕЕ ФИКСИРУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ НА СООБЩЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, НА ИХ ЗАПОМИНАНИЕ. АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА НОСИТ ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ХАРАКТЕР 2.ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ПЛОХОЙ ОТМЕТКОЙ, СНИЖАЮЩЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ И ЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ 1. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ, УВЛЕЧЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. СТРЕМЛЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ 3. СТРЕМЛЕНИЕ ВЫЯСНИТЬ НЕПОНЯТНОЕ 4. АКТИВНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УРОКА (ПОДНЯТИЕ РУКИ, ХАРАКТЕР ОТВЕТА) 5. ДОПОЛНЕНИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ ТОВАРИЩЕЙ 6. ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯМ И ТОВАРИЩАМ 7. АДЕКВАТНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА УСПЕХ, НА НЕУДАЧУ
ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЧТО МЕНЯТЬ? СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХАРАКТЕР И УРОВЕНЬ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИМСЯ
МЕТОДЫ, МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: - ДОСТУПНЫ (УСПЕШНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ ПОНИМАНИЯ ) - РАЗНООБРАЗНЫ (ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РАБОТ)
Мотивация учебной деятельности . Основная школа. 5-8 классы Мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении. Возникновение стойкого интереса к определенному предмету (постепенно, по мере накопления знаний). Отметка как мотиватор учения (формирует внешние мотивы , но не познавательную деятельность) Уровень учебной мотивации Результаты мониторинга адаптации обучающихся 5-ых классов при переходе на новую ступень обучения (2009 – 2010 уч.год)
Результаты диагностики обучающихся 7-ых классов (2010 – 2011 уч.год.) Цель : выявить наличие проблем и степень успешности обучающихся. Форма исследования : анкетирование . В анкете представлена классификация мотивов учения . Обучающимся предлагалось сделать выбор утверждений по трем параметрам : да, нет, частично
Мотивация учебной деятельности . Средняя школа (9-11 классы) Мотивы обучения преимущественно связаны с социально значимыми потребностями : личные и профессиональные интересы, расширение кругозора и т.д.
Результаты диагностики обучающихся 10-ых классов (2010 – 2011 уч.год.) Цель : выявить наличие проблем и степень успешности обучающихся. Форма исследования : анкетирование . В анкете представлена классификация мотивов учения . Обучающимся предлагалось сделать выбор утверждений по трем параметрам : да, нет, частично