Тема: «Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации образования». Доклад подготовила: Учитель физики МОУ СОШ №11 Михайлова Л.В. Педагогический совет от 03.10.2011г.
Если мы хотим, чтобы наша страна вышла на путь цивилизованного саморазвития, то в сфере образования должны быть гарантированы обучаемым высокий уровень качества не только знаний, но и образования в целом. Исходя из того, что качество обучения отражает и характеризует степень соответствия того, что мы ожидаем, в сравнении с тем, что реально имеем, встает вопрос о применении соответствующего инструментария, позволяющего учителю и ученику объективно соотнести уровень обученности с образовательным стандартом.
Причины, не позволяющих получать достаточно полные и точные сведения учебных достижений учащихся: В реальной практике обучения используется пятибалльная, а фактически четырехбалльная шкала, не обладающая достаточной диагностической силой и не позволяющая объективно определить уровень обученности учащихся. Учитель из-за размыточности критериев не может абстрагироваться от социальных, личностных и эмоциональных факторов, которые неизбежно сопутствуют процессу оценивания. Существующая оценочная шкала часто приводит к «процентомании», т.к. деятельность школы часто оценивается на основе показателей успеваемости, а личностные качества школьника остаются вне зоны внимания учителя. Современная школьная оценка бессодержательна, т.к. не отражает специфику содержания оцениваемой учебной деятельности учащихся. При проверке знаний учитель часто довольствуется формулировкой какого-либо определения или требует написания формализованных схем, формул, конспектов, от чего у школьника укореняется представление, что он должен знать, а понимать необязательно, достаточно что-то заучить.
Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся происходит только по конечному результату, при этом без внимания остается деятельность учащихся, не оценивается их уровень и динамика развития, не учитывается влияние внешних и внутренних факторов на момент оценивания. По четырехбалльной шкале невозможно оценить развитие творческих достижений и творческих способностей учащихся. Недостаточная эффективность существующей школьной оценки требует либо ее усовершенствования, либо проектирования новой оценочной системы.
Современная социально-педагогическая ситуация в образовательном пространстве средней школы высвечивает противоречия:Между постоянно возрастающим объемом содержания учебного материала и ограниченными возможностями учащихся овладеть им на высшем уровне. Между целями, например, задаваемыми системе образования для творческого саморазвития и самореализации учащихся, и традиционной «знаниецентристской» ориентацией самой образовательной системы. между традиционной, во многом субъективной пятибалльной шкалой оценивания и весьма размытыми критериями оценивания и стремлением педагогов овладеть содержательной и объективной технологией контрольно оценочной деятельности учащихся, диагностировать реальные достижения учащихся и проводить своевременную и целенаправленную коррекцию учебной деятельности школьников.
Главная проблема : каковы наиболее значимые условия и критерии содержательной оценки учебной деятельности учащихся.Контроль учебных достижений учащихся можно рассматривать как элемент системы управления, реализующий обратную связь в соответствующих уровнях управления (учащийся, учитель, органы управления образования). От того как будет организована эта обратная связь, насколько полученная в ходе этой связи информация достоверна, развернута и надежна, зависит и эффективность принимаемых решений. Оценка, выставляемая учителем по результатам деятельности учащихся в ходе учебного процесса – информация, которую учитель передает учащимся и в вышестоящие органы управления. Она является необходимой составляющей учебного процесса, обеспечивающей его успешное функционирование.
Следует различать понятия: измерение – это процедура сбора информации о наличии или отсутствии какого-либо качества, а также сравнение этого качества с некоторым эталоном на основе заранее выбранных критериев. оценка – процесс принятия решения о результатах измерения в единстве с оценочным суждением об уровне проявления измеряемого качества. отметка – способ фиксирования результатов измерения и оценки с тем, чтобы сообщить ее заинтересованным лицам.
Таким образом: оценка – процесс, деятельность (действие) оценивания, осуществляемая человеком. Она выражает отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения. отметка – результат этого процесса, деятельности (действия), их условно-формальное отражение. Отметка не несет в себе содержание и является сугубо конкретным и субъективным актом: та или иная отметка ставится тому или иному ученику за те или иные конкретные знания к моменту проверки.
Необходимо взять за правило что: при оценивании следует точно установить перечень необходимых процедур измерения оценки. измерение необходимо проводить в ситуации проявления измеряемого качества. во-первых, оценка есть процесс соотнесения результата учебной деятельности или хода самой учебной деятельности по точно установленным критериям с заранее заданными эталонами, ожидаемых результатов обучения. Во- вторых, она есть процесс установления степени расхождения или совпадения результата учебной деятельности с заданными эталонами или уровня превосходства над ними. в- третьих, оценка есть процесс определения того, как быть дальше: приостановить учебную деятельность, выявить ошибки, причины их возникновения, внести коррективы и.т.д.
Оценка может быть получена в результате измерения и вторична относительно него.Учителя не задумываются, что фиксируя количество верно выполненных учащимися заданий (или ошибок) при выполнении работ тем самым проводят измерения результатов деятельности учащихся, а выставляя оценку, соотносят выявленные количественные показатели с имеющимися в их распоряжении критериями оценивания. Т.е. учителя, обладая результатами измерений, которые используют для выставления отметок, редко информируют о них остальных участников учебного процесса. Оценка знаний имеет как числовую, так и словесную форму, что порождает дополнительную путаницу, а результаты измерений имеют только числовую форму.
Форма оценки – несущественная характеристика.Суждение: «учащийся полностью усвоил пройденный учебный материал» эквивалентно: «учащийся знает пройденный материал на отлично» или « учащийся имеет оценку «5» за пройденный учебный материал». Оценка «5» служит для отнесения данного учащегося к определенному разряду, смысл которого можно расшифровать однозначно только с учетом принятой системы оценки. Любая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваемого объекта, которая нуждается в соответствующем инструментарии.
Оценивание педагогами, исходя из своих интуитивных представлений, носящее произвольный характер приводит к проблемам: Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику. Жесткость оценки. Учителя занижают оценки. Преобладают в них негативные моменты. Ошибка великодушия. Завышение оценок. Больше говорят о преимуществах и не говорят о недостатках. Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок. Диапазон: 3-4, не используется вся шкала. Логические ошибки. Оценивание ответа в соответствии со своей логикой.
Отсроченность отметки. Выставление в дневник отсроченно, в конце недели, через месяц. Такой подход не стимулирует ребенка к занятиям. Объявление оценок. Объявление отрицательных оценок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательные отношения в классе. Счетоводный подход. Выставление отметок в зависимости от количества выполненных заданий из заданного количества. Это приводит к игнорированию достижений относительно прежнего уровня и продвижения школьников.
Среднеарифметический подход. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итог за четверть. Взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети их не сообщают, стараясь избежать наказаний. Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и их использования. Прогностические возможности. Оценивание может определить уровень усвоение материала в данный момент, но не может оценить способности учащихся. Рассогласование между отметкой в школе и успешностью карьеры человека обусловлено не несовершенством оценивания, а тем, что успешность жизнедеятельности зависит еще от многих других факторов.
Критерии оценивания:Отметка должна складываться из результатов оценивания знаний, умений учащихся по следующим критериям: объем воспроизводимого учебного материала, понимание этого материала, старательности учеников во время работы над материалом и др. Необходимо определить содержание обратной связи. Она должна выражаться в измерительных характеристиках, которые определяются целями обучения и воспитания. Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. Это неплохо решается в тестовых опросах. Каждый балл в пятибалльной системе – 20%. «3» – 40%, «4» – 60%, «5» – 80%.
Есть другой подход. Зачетный тест – не менее 60% объема, «3» – 60%-72%, «4» – 73-86%, «5» – 87-100%. Проблема конфликта ученика с учителем снимается, если педагог обсудит с учеником систему баллов, и они придут к согласию. При оценивании устных опросов один из выходов – уменьшение объема минимума. Затруднительна проверка понимания. Понимание учебного материала может осуществляться на уровне слов, предложений, абзацев и текста в целом. При оценивании должна учитываться и старательность, даже если результат работы и не достиг желаемой оценки.
Вывод.Таким образом, при оценивании достижений учащихся учитель должен умело пользоваться, как минимум, четырьмя критериями: объем, понимание, старательность, оформление работы, правильность выполнения задания входит в объем. Если задание выполнено неправильно, то нет и полного объема. И помните, поставив оценку «2», вы прежде всего ставите ее своим способностям правильной организации учебо-познавательного процесса и знаниям возрастной психологии ваших учеников!
Спасибо за внимание!