Особенности учебной деятельности детей с трудностями в обучении
Учебная деятельность – один из видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач
Предпосылки учебной деятельности: Состояние соматического и нервно-психического здоровья ребенка Психолого-педагогическая готовность
Познавательная активность Сформированность интеллектуальных умений Темп деятельности Произвольность деятельности
Познавательная активность (в норме): ребенок любознателен, активен, задания выполняет самостоятельно; не нуждается в дополнительной стимуляции
Сформированность интеллектуальных умений (в норме) понимает смысл текста (переносный тоже), устанавливает причинно-следственные связи, анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует
Виды помощи: Стимулирующая помощь Направляющая помощь Обучающая помощь
Стимулирующая помощь: эмоциональная поддержка одобрение, похвала успокаивание побуждение к выполнению задания
Направляющая помощь: Наводящий вопрос, запись на доске Наглядная опора (схема, план, рисунок) Справочный материал Памятка Предупреждение о возможных ошибках Подсказка, намек
Обучающая помощь: Развернутый алгоритм действий Пошаговое сопровождение задания Образец рассуждения Показ способа решения и оформления Образец выполнения задания
Темп деятельности (в норме) соответствует средним показателям возрастной группы
Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает план, проверяет результат, умеет работать по образцу
Инструкция должнабыть конкретной, подробной; содержать алгоритм выполнения учебного задания; выделять главное и существенное в работе по выполнению задания; акцентировать внимание ребенка на ожидаемом результате
Структурные элементы инструкции:установка на выполнение задания лексическая работа: толкование терминов, понятий четкое определение этапов работы и их последовательности использование наглядности: план, схема, таблица организация обратной связи