Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Рекомендации учителю (родителям) при работе с инертными детьми. 1.Не требовать от детей немедленного включения в работу: их активность возрастает постепенно. 2. Следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях. 3.Ненужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок: ему необходимо время на обдумывание нового ответа. 4. Поскольку инертные дети с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например,от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить для них опрос в начале урока.
5.Нужно избегать ситуаций, когда от инертного ребёнка требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос: необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку. 6.В момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-то другое. 7.Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый материал, следует отложить его опрос до следующего раза.
Рекомендации для педагогов в работе с тревожными детьми. 1.Избегайте состязаний и каких- либо видов работ, учитывающих скорость. 2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими. 3.Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что. 4.Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 5.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. 6.Будьте последовательны в воспитании ребёнка. 7.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний. 8.Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Рекомендации для педагогов в работе с гиперактивными детьми. 1.Особое внимание уделяйте индивидуальной работе; 2.По возможности, игнорируйте вызывающие поступки ребёнка; 3.Ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребёнка: в центре класса, напротив доски; 4.Используйте в классе методики блиц -опросов, но ставьте при этом только хорошие отметки, обозначив это как принцип. У гиперактивных детей часто великолепная реакция – они могут быть успешными. Да и для других учеников участие в блиц, и где они могут заработать хорошие оценки без риска, - хорошая возможность поправить дела. Кроме того , блицы – это стимул готовить домашние задания. 5.Предоставьте ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
6.Учебные занятия стройте по чётко распланированному, стереотипному распорядку; 7.Научите гиперактивного ребёнка пользоваться специальным дневником или календарём, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии( отслеживания) и планирования своих будущих дел; 8.Задания , предлагаемые на уроке, пишите на доске; 9.Предъявляйте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы; 10.Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения; 11.Рассаживайте гиперактивных детей, если их в классе несколько, по разным рядам, но при этом старайтесь сажать их на первые парты – меньше объектов для отвлечения.
Рекомендации учителю (родителям при работе с детьми со слабой нервной системой.) 1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать по мере усвоения. 4.Лучше всего не заставлять отвечать новый, только усвоенный материал, следует отложить вопрс на следующий урок, дав возможность познакомиться дома.
5.Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку. 6.Путём построения правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у ученика уверенность в своих знаниях. 7.Следует осторожно оценить неудачи ученика, ведь он сам болезненно к ним относится. 8.Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного. 9. Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.