Опыт работы психолога с педагогическим коллективом по проблеме психологической безопасности Педагог-психолог МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В.И. Кузнецова Ерина А.В.
«Учитель – ты судьба для несмышленыша» Древняя мудрость
Психологическая безопасность - состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников. Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3.удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева)
Факторы разрушительного воздействия (по В.А. Сухомлинскому) скука; предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; формализм программных знаний; нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками; недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Школьные факторы риска (по М. Безруких) это стрессовая тактика педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; недостаточная психологическая компетентность и внутренняя мотивация педагогов к работе по новым образовательным стандартам.
Работа по психологической безопасности образовательной среды в МОУ Дмитровской СОШ № 1 им. В.И. Кузнецова Цель: повышение психологической компетентности учителя, создание комфортного психологического климата в школе и в классе.
Основные направления работы Информирование учителей об индивидуальных особенностях развития ребенка для выработки стратегии взаимодействия с ним; Психологическое просвещение; Обследование эмоционального состояния педколлектива; Индивидуальные консультации.
Формы работы: I. Решение педагогических и психологических задач на практических семинарах: Особенности проявления типов темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе Психологические критерии успешности учебно- воспитательной деятельности учителя
Формы работы (продолжение) : II. Проведение тренинговых упражнений и деловых игр на ШМО классных руководителей: Разработка алгоритма индивидуального подхода к подростку, находящемуся в социально-опасном положении в воспитательной работе классного руководителя. Тренинговые упражнения Деловая игра
Формы работы (продолжение): III. Выступление на педсоветах по теоретическим вопросам: Психологические особенности формирования отклоняющегося поведения подростков и формы работы с трудными подростками.
Педагогический совет – практикум «Как выстроить сотрудничество учителя и ученика в образовательном пространстве» Подготовительная работа: анкетирование учителей с целью выявления общих проблемных ситуаций по взаимодействию на уроке; анкетирование учащихся по мотивации и взаимо- отношению с педагогами; в классных коллективах разрабатывались модели поведения учителя и ученика.
Из опыта работы учителей Ненормативное поведение подростка как объект для творчества педагога Формы и методы работы с «трудными» подростками Новый учитель в среде учеников. Проблемы общения и пути решения
Модели поведения Ученик: -внимательно слушать объяснения учителя, - не перебивать и не сбивать с мысли, -уважать мнение учителя, -выполнять его требования. -следить за речью (не грубить, не повышать голос). Учитель: -выслушивать, не навязывая своего мнения, не перебивая, дослушать - чтобы не считали «маленькими», -доступное (хорошее) объяснение нового – не понял, помоги, -хорошо, когда можно подружиться, говорить не только о школе, но и на другие темы.
Каждый ЧЕЛОВЕК имеет ПРАВО: на личностное пространство; быть независимым; отвечать отказом, не чувствуя себя виноватым; на успех; быть выслушанным и принятым всерьез; просить, что хочешь не чувствуя себя эгоистом; на ошибку и ответственность за нее; на чувства.
Спасибо за внимание!