МОУ «Инжавинская СОШ» Образовательные технологии деятельностного типа
Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образова-тельной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения.
Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускни-ка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
Школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: Найти свое место в жизни Приобрести верных друзей Построить семью Самореализоваться в выбранной профессии
Деятельностный метод- это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели: Обеспечивает включение детей в деятельность; Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода; Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять: Формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов -рефлексия); Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Система дидактических принципов деятельностного подхода
Содержание и формы обучения в технологии деятельностного подхода Системный подход( с позиций принципа целостной картины мира, принципа непрерывностии, принципа минимакса) Коллективный диалог (обмен информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик»,при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации) Групповой метод (формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели) Креативный метод Эвристический (поисковый)метод Метод проектов Педагогические игры (учебно-познавательные)
Метод проектов Подготовительный этап - исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности) Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации) Технологический этап (используется метод упражнений т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности) Заключительный этап( коррекция проекта и его защиты, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер- «Познавательный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т. д.)
Группы умений ,на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: Исследовательские(выбирать лучшее решение) Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, помогать товарищам, принимать их помощь) Оценочные( оценивать результат своей деятельности и своих товарищей) Информационные( самостоятельно находить нужную информацию) Презентационные( выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы) Рефлексивные(отвечать на вопросы «Чему я научился?, «Чему мне необходимо научиться?» Менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела)
Игровые педагогические технологии Игра – сильнейшее средство социализации ребенка(становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу) Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии. Игра – это пространство самореализации(раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие) Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра – это особое «поле самовыражения» Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Технология проблемного диалога Дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Постановка проблемы- это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения- этап открытия и формулирования нового знания.
Технология продуктивного чтения Ориентирована на формирование правильной читательской деятельности I этап. Работа с текстом до чтения (предугадывание предстоящего текста по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации к тексту) II этап. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение,беседа по восприятию, повторное чтение и анализ текста, деление на части, постановка к тексту обобщающих вопросов, выразительное чтение) III этап. Работа с текстом после чтения (смысловая беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, работа с иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, творческие задания)
Технология оценивания образовательных достижений Оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только решение полноценной задачи. Учитель и ученик определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку. Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника). За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. Отметка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный). Итоговые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто отрезок учебного года, а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
Этапы работы над понятием в технологии деятельностного метода Самоопределение к деятельности (мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (технология проблемного диалога ) Постановка ученой задачи (выявление учащимися места и причины затруднения)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Первичное закрепление (комментирование установленных алгоритмов действия) Самостоятельная работа с проверкой в классе (самоконтроль и самооценка ;создание ситуации успеха) Повторение и закрепление ранее изученного (индивидуальная работа; положительная самооценка важна для каждого ученика)
Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам Создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с пробле-мами реальной жизни. Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя начальной школы.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Информационные ресурсы Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 . [email protected] Metodist.edu54.ru node/44580 Современные педагогические технологии как объективная потребность. Игровые технологии. Kpip.kbsu.ru