Личностно – ориентированный подход в обучении химии Талавир С.Е.Учитель химии МОУ СОШ№5
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение ?Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?Какие методы и средства обучения выбрать?Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?
Якиманская Ирина Сергеевна доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно- ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО 20 декабря 2001 г.
Сущность современного личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе состоит в следующем: признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуальности, самобытности;опора не только на личность ученика, но и на личность учителя;возможность самореализации в соответствии со своими способностями, предоставляемая ученику;единство обучения и учения;осмысление осуществляемой деятельности учеником, т.е. рефлексия.
Основные компоненты овладения знаниями: Восприятие информацииАнализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации)Запоминание (создание образа)самооценка
Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода : индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).
Концепция личностно- ориентированного обучения химии Для построения личностно-ориентированной технологии обучения химии необходимо исходить из следующих ключевых позиций:- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;- большое внимание уделять качественным задачам;- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;- расширять спектр личностного выбора ученика;- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Этапы работы учителя : Диагностика учащихся класса и составление характеристик: психолого-педагогических особенностей и состояния обученности основным общеучебным умениям.Подбор рекомендуемых и противопоказанных каждому ученику (в зависимости от его психологических особенностей, а также его прошлой академической подготовки) методов обучения и образовательных технологий;Внутренняя дифференциация ученического коллектива на основе выделения по типологическим признакам разных групп с разным уровнем развития.Разработка оптимальной структуры урока.разработка сценариев и проведение уроков.
Карта интересов
Характеристика потребностно -мотивационной сферы учащегося
Обобщенные результаты анализа «Карт интересов»
Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся
Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям (в %)
Индивидуальная методическая инструментовка
Разработка оптимальной структуры урока
Динамика формирования надпредметных умений
Результаты обучения
Подведение итогов урока Чему учились на уроке?Что вам запомнилось?Кто запомнился?Что нового узнали на уроке?А что хотели бы повторить (изменить)?
Спасибо за внимание