Химические свойства кислот.
Цели урока : Сформировать знания о некоторых свойствах растворов кислот.Ввести понятие о вытеснительном ряде активности металлов.Познакомить учащихся с индикаторами и их применением.Раскрыть сущность реакций замещения .Научить ребят прогнозировать возможность протекания некоторых реакций, используя ряд активности металлов.Развивать и закреплять умение учащихся работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.Познакомить учеников с техникой безопасности при работе с кислотами.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экономное отношение к использованию реактивов.
Задание. Классифицируйте следующие кислоты двумя способами – по составу и по основности : HCl, H2S, HNO3, H2SO4, H2CO3, H3PO4, H3BO3, H3AsO4, HBr.
Индикаторы. -это сложные органические вещества, которые изменяют свой цвет в присутствии кислоты или щелочи.
Цвет индикаторов в кислой среде МетилоранжЛакмусФенолфталеин красныйкрасныйбесцветный
Лабораторный опыт №1.Отношение индикаторов к растворам кислот. Налейте в маленькую пробирку кислоту объёмом 1 мл.1 ряд –соляную кислоту (HCl)2 ряд – серную кислоту (H2SO4)3 ряд – уксусную кислоту (CH3COOH) Опустите в неё универсальную лакмусовую индикаторную бумагу. Что вы наблюдаете?
Лабораторный опыт №2.Взаимодействие кислот с металлами. Налейте в три пробирки по 1-1,5 мл. соляной кислоты (HCl). В первую пробирку добавляем немного порошка магния.Во вторую помещаем кусочек цинка.В третью опускаем кусочек меди. Что мы наблюдаем?Вопрос для вывода: какие металлы будут выделять водород из кислот, а какие нет?
Уравнения реакций: Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Cu + HCl- не реагирует
Реакции замещения – Это реакции между простым и сложным веществом, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном. А + ВС -> АС + В А + ВС -> ВА + С
Задание. Предскажите возможность протекания химических реакций по предложенным схемам : Hg + HCl -> Pb + HNO3 -> Au + H2SO4 -> Al + H2SO3 ->