Элективный курс по химии «Лаборатория юных химиков» Для учащихся 8 классаРазработала учитель химии МОУ СОШ №3 Звёздочкина С.А.
Аннотация Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 класса. Они только начинают изучать курс химии. Обычно об этом предмете ученики знают, что на его занятиях выполняются различные химические опыты. Их привлекает только эта сторона предмета. Но темы в данном курсе разработаны таким образом, что большую часть времени отводится на теоретический материал. курс. И только в конце года предлагается несколько практических работ. Поэтому, чтобы выработать навыки обращения с лабораторным оборудованием и поддерживать интерес к предмету разработан этот
В результате выявляются одарённые дети, которые могут заниматься исследовательской деятельностью по данному предмету . Эти ребята продолжают свои занятия в клубе «Эколог» и летнем профильном экологическом лагере «Эколог». Те проекты, которые они защищают могут использоваться на итоговой аттестации в 9 классе и принимают участие в различных конкурсах.
Цель: Выявление талантливых учащихся, интересующихся химией и обучение их основам исследовательской деятельности по химии и экологии.
Задачи: Включить учащихся в исследовательскую деятельность.Развивать творческую активность учащихся на занятиях.Сформировать навыки обращения с оборудованием и реактивами.Развитие интереса к предмету.
Структура курса Всего 16 часов.1.«Правила обращения с химическим лабораторным оборудованием». Т.б.2. Чистые вещества и смеси.3. Определение органолептической характеристики природной воды.4. Приготовление почвенной вытяжки.5. ИндикаторыОпределение растворимых солей в почвенной вытяжке. 7. Определение основных катионов и анионов в пробах воды.
Структура курса 8. Определение нерастворимого осадка в снеговой воде.9. Определение нерастворимого осадка в снеговой воде.10. Определение растворимых солей (по массе) в снеговой воде.11 Определение растворимых солей (по массе) в снеговой воде.12. Определение растворимых солей (по массе) в снеговой воде.13. Качественный анализ снеговой воды.14. Подготовка исследовательского проекта.15. Подготовка исследовательского проекта. Подготовка к конкурсу «Юных лаборантов». 16. Конкурс « Юных лаборантов».
Характеристика учебной деятельности Занятие №1 «Правила обращения с химическим лабораторным оборудованием». Цель: Познакомить с т.б. при работе в химической лаборатории. Изучить основное лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Оборудование: Стакан, колба коническая, воронка, фильтровальная бумага, магнит, вода, сера молотая, железо порошок, опилки, алюминий порошок, спиртовка, чашка фарфоровая, асбестовая сетка, штатив, сульфат меди, песок, соль пищевая.
Занятие №2 Чистые вещества и смеси. Цель: Закрепить умение работать с химическим оборудованием.Изучить понятие смеси и чистые вещества. Лаб. раб.: Разделение смесей.Оборудование: магнит, штатив физический, спиртовка, воронка,фильтровальная бумага, стакан, колба с водой, различные смеси веществ.
Занятие №3. Определение органолептической характеристики Цель: Научить выполнять манипуляции на основании полученных расчётов. Научить планировать эксперимент.Оборудование: вода природная, колба круглая, пробка, индикаторная бумага.
Занятие №4. Приготовление почвенной вытяжки Цель: Обучить методике приготовления почвенной вытяжки.Оборудование: колбы конические, воронка, фильтровальная бумага, вода, образцы почвы.
Занятие №5: Индикаторы Цель: Обучение навыкам определения кислотности с помощью индикаторов.Оборудование: тесты индикаторные, почвенная вытяжка, вода из водоёма, метилоранж, лакмус, фенолфталеин.
Занятие№6: Определение растворимых солей в почвенной вытяжке. Цель: обучение умению планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, продолжать формировать умения пользоваться оборудованием.Оборудование: Колбы, чашка фарфоровая, штатив , спиртовка, спирт этиловый, вытяжка почвы, весы, разновесы, пробы почвы и воды.
Занятие №7: Определение основных катионов и анионов в пробах воды Цель: Обучение методике определения основных катионов и анионов в пробах воды. Оборудование: вода из водоёма, спиртовка, спички держатель, реактивы.
Занятие №8 и 9: Определение нерастворимого осадка в снеговой воде. Цель: Закрепление умения работать с весами и разновесами, фильтровать.Оборудование: весы, разновесы, колбы, воронка, фильтры, снеговая вода.
Занятие 10,11 и 12: Определение растворимых солей (по массе) в снеговой воде. Цель: Закрепление умения обращаться со спиртовкой, выпаривать раствор и взвешивать.Оборудование: спиртовка, штатив, чашка фарфоровая, спички, пробы воды, соляная кислота, весы и разновесы.
Занятие №13: Качественный анализ снеговой воды. Цель: Обучение методике определения основных катионов и анионов в пробах воды.Оборудование: вода снеговая, спиртовка, спички, держатель, реактивы.
Занятие №14: Подготовка исследовательского проекта Цель: Обучение правилам оформления проекта.Оборудование: альбомы, фломастеры, фотографии.
Занятие 15: Подготовка к конкурсу «Юных лаборантов» Цель: Повторить весь материал по элективному курсу, Познакомить с некоторыми занимательными опытами по химии. Сформировать 2 команды на конкурс Оборудование: песок речной, сода, бихромат аммония, поднос. сахарная пудра, спирт этиловый,
Занятие №16: Конкурс «Юных лаборантов». Цель: Подведение итогов по элективному курсу.Контроль знаний по изученным темам.Оборудование: наборы магнитов, смеси веществ, штатив, спиртовка, спички, воронка, бумага фильтровальная, вода, стаканы, колбы, чашки фарфоровые и Петри, песок, спирт, сахар, сода, бихромат аммония, поднос, лучина, нитрат натрия, уголь, пробирки, держатель.
Результаты: Выполнение исследовательских проектов, которые можно использовать На итоговой аттестации в 9 классе.В этом году на экзамене защищается 2 проекта: «Химический состав воды водоёмов города Волгореченска» и «Химический мониторинг почв города Волгореченска»
Открытое занятие элективного курса по теме: «Индикаторы»
Спасибо за внимание!