Усвоение государственного образовательного стандарта
Четвертый признак личностно-ориентированного урока – усвоение государственного образовательного стандарта
Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.Государством нормируется лишь минимально - необходимый уровень образованности.Базовый уровень призван определить и задать нижнюю границу результата полноценного и качественного образования.
Методика организации усвоения обязательного минимума на уроке учащимися 1шаг – отбор содержания учебного материала в соответствии с требованиями ГОС по всем компонентам знаний на требуемом уровне – какие компоненты знания и на каком уровне должны быть усвоены учащимися.«Знания есть результат духовной и практической деятельности людей, выраженный в системе фактов, представлений, понятий, законов, теорий».
При подготовке к уроку учителю предлагается структурировать учебный материал в матрицу:
1-й уровень усвоения означает воспроизведение учеником имеющихся знаний, выполнение действий по образцу;2-й уровень требует выявления учеником причинно-следственных связей между изучаемыми объектами, выполнение действий в измененной ситуации;3-й уровень усвоения означает перенос знаний, умений и навыков в новую учебную ситуацию и создание учеником новой учебной информации – сочинения, прогноза, модели и т.д.
2-й шаг – составление теста достижений В.П.Беспалько тестами называет задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки.Для того,чтобы измерить и оценить результаты выполнения теста, разрабатывается эталон – образец правильного и полного ответа. Тест достижений должен составляться на основе матрицы и включать все компоненты знания на требуемом уровне.
3-й шаг – соблюдение условий эффективного усвоения на уроке Психологи утверждают, что усвоение главного происходит в условиях обязательной целостной реализации познавательных закономерностей. Таковыми являются:мотивация, постановка конкретных целей, выявление результативности усвоения в конце урока;включенность всех видов восприятия и памяти учащихся;учет зоны ближайшего развития учащихся;эмоциональность изложения;организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
4-й шаг – проведение тестирования и оценивание результатов его выполнения в соответствии с принципом завершенности обучения При любой положительной оценки можно говорить об усвоении учеником обязательного минимума и предлагать задания более высокого уровня сложности.Если ученик получает неудовлетворительную оценку, необходимо повторное объяснение нового материала и дополнительная проверка его усвоения.
5-й шаг – коррекция результатов обучения Анализ работ учащихся, справившихся с тестом, позволяет выяснить, что именно не усвоено каждым учеником, и определить зону его актуального и ближайшего развития.
Предложенная методика позволяет учителю выявить усвоение каждым из учащихся образовательного стандарта, зоны его актуального и ближайшего развития и спрогнозировать дальнейшие действия, добиваясь прочного усвоения образовательного стандарта всеми учащимися.