Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения
Стратегическая задача модернизации образования - « обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.
Цель проекта: разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.
Задачи проекта: разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы; разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся ( в соответствии с приоритетами программы развития школы); разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).
В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования понимается «степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям». Комплексный проект модернизации образования
Качество образования в школе – это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне
Основные направления работы Службы качества: Качество управления школой Качество проводимых уроков Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятийОпределение уровня воспитанности учеников
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.) Качество организации учебно-воспитательного процесса Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образованиясочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управленияэффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.
Параметры качества на уровне школы на первом этапе: обученность, обучаемость учащихся;адекватность достигаемых результатов образования;итоговая аттестация и результаты ЕГЭ;процент поступивших в вузы;уровень достижений в олимпиадах;уровень спортивных достижений;уровень участия в творческих конкурсах и выставках;достижения и победы учителей, школы;воспитанность учащихся;отношение к школе учеников;показатели здоровья учителей и учащихся;
На уровне учителя:психологический климат в классекачество проведения уроковкачество проведения внеклассных мероприятийкачество работы с документами На уровне ученика:личная успеваемость и воспитанностьпобеды в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованияхсмотивированность учащихся на образованиесформированность общеучебных умений и навыков
Основные направления программы развития школы: обеспечение качества и доступности образованиясовершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихсяусиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВПповышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельностирасширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы
Анализ нормативно-правовой базы 1. Приказ Департамента общего образования Томской области (далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области».2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений».3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области».4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования».5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы».6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г.7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений».8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области».9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области».10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области».11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1.12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ.13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».
Деятельность по реализации проекта 1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г., (разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования проекта)2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.)3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).
План-график реализации проекта ( 2009 год ) Разработка индивидуального проекта (январь-апрель)Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель)Участие в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май) Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь)Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь )Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль)Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль)Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август)Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь)Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь)Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)
Ожидаемые результаты проекта: Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика; Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей); банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей; банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).
Литература. [1.] Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / Москва, «Сентябрь», 2001г.[2.] Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы».[3.] Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва . 1993 г.[4] Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России ( 1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2. [5] О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996. [6] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2. [7] Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал , №4, 2006г., с. 3-9.[8] Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003. [9] Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования). [10] Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика , №1, 2006, с. 22- 31. [11]Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы . 2006. №5. С.51-55.[12]Комплексный проект модернизации образования[13]Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171. [14] Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.