Интернационализация и ее воздействие на стратегию нового университета Джон ФилденСтратегия для нового университета, АСТАНА, 8 декабря
Содержание Некоторые определенияСтепень интернационализацииЗачем это нужно? - цели страны Зачем это нужно? - цели университетаНекоторые стратегии интернационализации в Великобритании
Классическое определение «Интернационализация - это процесс интеграции международного/ межкультурного измерения в учебные и исследовательские функции, а также в функции обслуживания учреждения». Дж. Найт (1994 год) Интернационализация: элементы и контрольные точки, Оттава, Канадское бюро по международному обучению.
Другие определения Транснациональное обучение предоставление провайдером образовательных услуг за пределами своей страны. Многонациональный университет – это университет, большая часть оборота которого генерируется за пределами страны регистрации.
Основные определения «Интернационализация за границей» - перемещение преподавательского состава и студентов в обоих направлениях, стратегические альянсы, совместные программы с иностранными учреждениями и студенческими городками.«Интернационализация внутри страны» -реформирование учебной программы и методов обучения, обучение большего числа студентов за границей, привлечение большего числа иностранных специалистов, улучшение качества обучения и социальной поддержки иностранных студентов.
Под «интернационализированным университетом» следует понимать: интернациональный состав студентов;интернациональный состав профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательского персонала;в соответствующих случаях, культурно независимые учебные программы;студенты-резиденты, обучающиеся за границей;возможность участия бизнес-партнеров в международном сотрудничестве в сфере обучения и научных исследований;плюс обязательства по проведению международных исследований?
Мировой класс Университет мирового уровня ДОЛЖЕН БЫТЬ интернационализированным.Однако не все интернационализированные университеты являются университетами мирового уровня!
Последствия интернационализации Это - длительный процесс (-5-10 лет).Охватывает все категории - всех студентов, весь профессорско-преподавательский состав.Изменяются все учебные программы.Деятельность внутри студенческого городка (кампус) имеет такое же значение, что и международная деятельность.Глобальное научно-исследовательское партнерство имеет особое значение.Партнерство в сфере обучения всех видов и на многих уровнях.
Зачем это нужно? – национальные цели Австралия: «Интернационализация «это важнейший приоритет для наших университетов, и она должна оставаться таковой, если Австралия и ее университеты желают быть конкурентоспособными на международной арене и предоставлять качественные услуги по обучению.», Австралийский комитет проректоров, 2001 год.США: «В конечном итоге, те, кто может беспрепятственно перемещаться между различными странами, культурами и языками смогут воспользоваться возможностями, которые откроет будущая научная, технологическая и информационная революция.», Федеральный совет по образованию, 2001 годаКанада: “Международный обмен студентами является жизненно необходимым для будущего Канады. Эти студенты вносят огромный вклад в академическую деятельность и через определенное время станут представлять торговые и политические интересы Канады за рубежом.», Ассоциация университетов и колледжей Канады, 2002 год
Рейтинг причин того, почему страны стремятся к интернационализации (по данным Международной ассоциации университетов) Повышение экономической конкурентоспособности (28%)Развитие стратегических альянсов (политических, культурных, торговых, академических и т.д.) (20%)Повышение потенциала человеческих ресурсов (15%)Содействие международной солидарности и сотрудничеству (14%)Улучшение информированности и понимания других культур (9%)Укрепление индустрии экспорта образовательных услуг (7%)Вклад в достижение региональных приоритетов и интеграцию (7%)Источник: Международная ассоциация университетов, 2005 год, Отчет МАУ по глобальному обзору
Отношение австралийцев к интернационализации В 1996 году почти все университеты проводили политику интернационализации, которая была представлена в их программных заявлениях (Миссии университета).Федеральные органы и проректоры оказывают сильную поддержку процессу студенческого обмена и международного сотрудничества.Большинство университетов имеют планы, учитывающие специфику своих стран.Финансовая политика учебных заведений создает стимулы для международного сотрудничества. Участие в нем считается преимуществом при решении кадровых вопросов и назначении на вышестоящие должности.95% занимают должности проректоров (по международным вопросам).
Главные причины интернационализации в Канаде: 94% подготовка специалистов, осведомленных о том, что происходи в мире;62% создание стратегических альянсов с учебными заведениями за рубежом;54% внедрение инноваций в учебные программы и их диверсификация;35% включение международных проблем в тематику научных исследований и обучения;35% удовлетворение потребностей рынка труда Канады.Источник: Ассоциация университетов и колледжей Канады: Обзор текущего состояния в области интернационализации, 2006 год
Великобритания - конкретные цели Инициативы Премьер-министра: позиционирование Великобритании на глобальном рынке образовательных услуг и увеличение на 70000 количество студентов, прибывающих в Великобританию на обучение; удвоение числа стран, направляющих более 10000 студентов в Великобританию на обучение;повышение рейтинга удовлетворенности иностранных студентов уровнем обучения в Великобритании;значительное увеличение числа стратегических партнерств между британским и иностранными университетами.
Почему университеты делают это? (из Обзора МАУ, 2005 год) 22% - с целью интернационализации профессорско-преподавательского состава и студентов21% - с целью укрепления научно-исследовательского потенциала18% - с целью укрепления международного имиджа14% - с целью повышения качества обучения13% - с целью увеличения многообразия среди профессорско-преподавательского состава и студентов 8% - с целью внедрения инноваций в учебные программы 4% - с целью диверсификации доходов.
Лейденский университет, Нидерланды «Интернационализация ведет к повышению качества за счет:*привлечения лучших студентов и преподавателей;*повышения межкультурной адаптируемости как преподавателей, так и студентов;*улучшения подготовки специалистов;*создание более благоприятной академической среды.»Источник: Доктор Роберт Коелен, Вице-президент по международным вопросам
Гуэльфский университет, Канада В 1985 году было принято решение о «включении международной перспективы во все сферы деятельности университета».Были поставлены как академические цели, так и цели развития (300 из 750 преподавателей работали за рубежом).До недавнего времени не существовало финансовых стимулов для привлечения иностранных студентов.Сильный центральный международный офис.
Почему интернационализируются университеты Великобритании? Интернационализация является ключевым элементом процесса достижения и поддержания статуса мирового класса.Создание глобальных стратегических партнерств с коллегамиПодготовка студентов, способных жить, как граждане мираПодготовка студентов для работы в многокультурной/международной средеПозиционирование университета для решения глобальных проблем - заплатить «свой долг перед обществом».Получение доходов - см. раздел о Лондонской школе экономики и Лестерском университете
Доходы Лестерского университета
Доходы Лондонской школы экономики в 2007 году в миллионах фунтов стерлингов
Интернационализация университетского образования Великобритании в цифрах 10% студентов прибывают из стран, не являющихся членами Европейского Союза.19% представителей не являются британцами (и 40% из них являются исследователями).Половина аспирантов прибыла в Великобританию на обучение из-за рубежа.7% доходов приносят иностранные студенты.65% ВУЗов имеют студентов, обучающихся за границей (примерно по 1800 различным академическим программам).Большинство университетов имеют зарубежных стратегических партнеров высокого уровня.Около 8% имеют филиалы за рубежом.
Некоторые стратегии интернационализации - 1 Институт образования Лондонского университета:определение стран, представляющих наибольший стратегический интерес для реализации нашей миссии, и расстановка приоритетов в различных видах деятельности;фзнания и понимания систем обучения за пределами Великобритании;охват различных педагогических культур;стратегический подход к развитию партнерства.
Некоторые стратегии интернационализации -2 Международная стратегия Городского университета Лондона (City University)«Наше видение заключается в том, чтобы быть ведущим интернациональным университетом Лондона, получившим признание за профессиональную политику, практику и прикладные исследования, направленные на подготовку студентов к карьере в глобальной среде и совместную работу с глобальными партнерами по проведению исследований и обучения».Источник: Доклад Ученого совета Городского университета, май 2006 года
Видение Батского университета (Bath University) «Быть университетом мирового класса, включающим сообщество международных преподавателей и исследователей, приверженных развитию партнерских отношений с другими учреждениями мирового класса в пределах и за пределами научного сообщества. Проведение исследований мирового значения и важности, а также подготовка специалистов, имеющих стремление и навыки, необходимые для жизни и работы в современном глобальном сообществе».
Два типа стратегий Интернационализации Ориентированная на университет: стратегия интернационализации, направленная на улучшение глобального имиджа университета и его восприятие как научно-исследовательского учреждения мирового уровня.Ориентированная на студента: стратегия интернационализации, направленная на студентов, заключается в том, чтобы помочь им в достижении понимания других культур и приобретении международного мировоззрения.
Выводы Интернационализация является одним из путей достижения статуса мирового уровня.Новый университет в своей стратегии должен четко определить причины, по которым он стремится к интернационализации. Стратегическое партнерство является основой интернационализации.Значительная часть Меморандуомв о взаимопонимании не приносит никаких результатов, поэтому развитие эффективных партнерских отношений является трудной задачей (иногда даже рискованной).Всеобъемлющая интернационализация университета является длительным процессом, которым необходимо управлять.