Тема: «Управление становлением образовательных практик: концепция и программа гуманитарного исследования» Г.Н. Прозументова,д.п.н., проф., зав.каф. управления образованием ФП ТГУ,директор НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ
Контекст гуманитарного управления и исследования инноваций Система образования как объект управления (образовательное учреждение): цели поставлены «объемлющий» системой;содержание образования в системе определено;функции, отношения между «элементами», частями предписаны;оценка состояния и качества образования (системы) осуществляется извне.
Состояние системы и результаты образования:единообразие оснований как для организации образования, так и для самоопределения «образующихся»;редукция «человеческого» содержания образования:образование = обучениечеловек = исполнению функций в системесовместная деятельность = «сидение» рядом
Состояние системы и результаты образования: (продолжение)дефицит участия человека в своем образовании:синергетический (дефицит самоорганизации);гуманитарный (дефицит субъекта);антропологический (дефицит «личного присутствия»)
Инновации в образовании: задача: преодоления дефицитов участия и «личного присутствия» человека в своем образовании.
Образовательные инновации. участие в образовании; создание мест «личного присутствия»; переход к Открытому образованию.
Методология гуманитарного исследования образовательных инноваций.Инновации как действие:по влиянию человека на свою повседневность;по созданию мест «личного присутствия»;по присвоению смысла и значения создаваемой реальности;основным результатом которого является образование самого человека.Работы:Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 – (Разделы Влияние концепции культур на концепцию человека, С. 43-68; «Идеология как культурная система», С. 225-267). Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, 2007-256 с. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, изд-во Том. ун-та, 2002 – 342 с.
Методика гуманитарного исследования образовательных инноваций Прецедентный (эмпирический) анализ инноваций- феноменологическое описание случаев, ситуаций личного действия;- реконструкция инновационного опыта: типологизация эмпирических признаков, характеристик, зависимостей, определяющих «явления» инновации;- обобщение эмпирического материала для определения образовательных эффектов и результатов инноваций.Работы:Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, 2007-256 с.Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005, 484 с. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 448 с.
Образовательная практика:порождение образовательных инноваций20-30-е годы: А.С. Макаренко, В.С. Сорока – Росинский, С.Т. Шацкий и др.50-60-е годы: В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др.90-2000 годы: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов и др.
Образовательные практики и инновации: регион
Образовательная практика: эмпирические признаки:инициатива конкретного человека;«место», личного действия по организации образования;ситуации влияния на организацию образования;деятельность (акции) по созданию:«образцов» совместной деятельности;технологий (инновационные разработки);знаний, представлений об образовании, его содержании.
Концептуальные основания.Практика – «деятельность человека»Освоение и преобразование объектов;Акт созидания ценностей;Процесс детерминирования мышления.Филос.энциклопед. словарь,С. 522-523
Практика – тип организации, самоорганизации жизни, требующие и воспроизводящие определенный набор человеческих качеств (антропологические типы)П. Бурдье
Практика образования – «генеративные», «коммунальные отношения», которые обусловливают: способ производства знания и его качество; отношение к Другому; образование самого человека.Дж.К. Джерджен
Образование человека определяется его совместной деятельностью с Другими:мир не произведение человека и человек не автор его; мир – это со-творение, а человек неотъемлемая часть своего творения;человек образуется и определяется присутствием в «бытии – одних – вместе – с – другими» (множественность, комбинаторность, уникальность);практика, образующая человека – это сотворчество, со-вместность, «опространствование смысла», со-творение мира.Ж-Л. Нанси
Для построения такого объекта необходимо представить его как:трансцендентный элемент опыта;будущее, которое «обладает объективным существованием в настоящем»;сущность «предшествующую процессу опытного восприятия» и включаемую в него.А. Уайтхед
Образовательная практика как объект гуманитарного управления инновациями.совместная деятельность, цели, формы и нормы которой образуются ее участниками, образуют их;место «личного присутствия» и участия человека в своем образовании;«вещь», стоимостная ценность которой определяется в процессе ее создания и теми, кто ее делает;интерактивный способ добывания знания и значений культуры;
Образовательная практика как объект гуманитарного управления инновациями (продолжение).феномен образовательной культуры, смысл и значение которого определяется его созданиями;уникальный экземпляр организации совместной деятельности, являющийся феноменом культуры и фактом биографии, жизненной истории его создателей.
Образовательное сообщество как субъект гуманитарного управления инновациями.участники создания мест «личного присутствия» в образовании, (образовательной практики);группа, осуществляющая контроль над «повседневностью» своего образования;объединение, производящее «стоимостные ценности» в образовании;создатели ресурса для преодоления в образовании антропологического дефицита;субъект обоснования и добывания знаний о смысле и значении создаваемых им феноменов образовательной культуры.
Оценка влияния образовательных практик на образование.Появление:уникальных мест «личного присутствия» человека в образовании;образовательных сообществ в качестве субъектов управления образованием;представлений об образовании как сфере производства, создания «стоимостных ценностей».Создание:инновационных разработок по организации участия человека в своем образовании и управлении «участием»;ресурса для преодоления антропологического дефицита образования.
Последствия становления образовательных практик:демассовизация образования;многообразие прецедентов и «экземпляров» практик;дифференциация форм и норм образования;взаимная дополнительность (субъектов, форм образования);возможность образовательного самоопределения и выбора.
Гуманитарное управление становлением образовательной практики.