Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:Замысел, Мифы и Реальностьапрель 2011
Предыстория законопроекта 2000 г. - общие принципы законодательства по образованию в СНГдекабрь 2004 г. – предложение по созданию образовательного кодекса (интегрированного закона)май 2005 г. – интегрированный законодательный акт включён в планы Правительства РФ 2008 г. – один из итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательстваиюнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки Россиимай 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки Россиидекабрь 2010 – январь 2011: обсуждение на специализированном сайте, работа комиссии Яковлева В.Ф.
Результаты общественного обсуждения Общественные слушания в Государственной Думе и Совете ФедерацииОбсуждения в федеральных округах и регионах11 тысяч отзывов на zakonoproekt2010.ruЗаконопроект необходимсоздание общественных институтов влияния на образование способ оформить общественные дискуссии
Дублирование норм разных федеральных законов Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части:приема в вузыустановления полномочий органов властиэкономики системы высшего профессионального образованияправ объединений работодателей в сфере образования Закон РФ «Об образовании» и Трудовой кодекс РФ в части трудовых отношений педагогических работников ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Трудовой кодекс РФ в части гарантий прав лицам, совмещающим работу с обучениемЗакон РФ «Об образовании» и Закон РФ «О языках народов России» в части изучения родных языков
Противоречивость законодательства об образовании Закон РФ «Об образовании» 1992 г. и Конституция РФ 1993 г. (ст. 43): общедоступность среднего профессионального образованияЗакон РФ «Об образовании» и другие федеральные законы (ФЗ «О статусе военнослужащих»): установление льгот и преимуществ при приеме (внеконкурсный приём только ли на военные направления подготовки?)Закон РФ «Об образовании» и Гражданский кодекс РФ в части использования понятий «учреждение», «организации» (дополнительные юридического лица)Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части используемого понятия пенсии для педагогических работников (разница понятий: не пенсия за выслугу лет – досрочная пенсия)
Изменения в законодательство
Основной замысел - 1 Прежнее законодательное регулирование было построено на ведомственных принципах: не случайно два закона регулируют разные уровни образованияПрежнее (старое) законодательство построено на воспроизводстве демократических начал и рыночных принципов внутри системы образования:негосударственное образованиеинституты регулирования образовательного рынка, опирающиеся на потребности отраслей (ведомственные аккредитация и установление перечня учебников)академические свободы образовательных учреждений (самостоятельность утверждения образовательных программ)отказ от политических функций школыВопрос о соразмерности задач «старого» и «нового» законодательства: не переделка системы, а оформление «вызревших» институтов
Основной замысел - 2 Акцент: От построения рыночных правил деятельности отрасли в начале 90-ых к обеспечению модернизации, основным движителем которой является человекЗакон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей гражданКачество законодательного регулирования определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности гражданНовый замысел не означает оскудение отраслевого регулированияВопрос о жанре нормативного правового регулированияМодернизацию простым расширением свобод не обеспечить
10 конкретных изменений 1. ФГОС дошкольного образования:предъявленные требования к результатам и структуре программ (без аттестации)муниципалитеты обязательно создают условиянеобязательное посещение2. Возможность выбирать учебные курсы как внутри ОУ, так и вне его3. Расширение выбора образовательных ресурсов – не только печатные, но и электронные4. Максимальное высвобождение времени на образование за счёт электронной отчётности, подачи заявлений, документооборота в целом
10 конкретных изменений 5. Общедоступность среднего профессионального образования:Высококвалифицированные рабочиеСпециалисты среднего звена6. Расширение полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей, обучающихся7. Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов
10 конкретных изменений 8. Научная деятельность в вузах на уровне специальных подразделений, развитие практики студентов на предприятиях, возможность преподавательской деятельности специалистов предприятий9. Нормативное подушевое финансирование на всех уровнях образования, гибкие финансовые механизмы (программы развития, образовательное кредитование и пр.)10. Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства
«Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет»
1. Образование станет платным МИФ (заблуждение, дезинформация):Образование образовательная услуга платное образованиеЗаконопроект уменьшает социальные гарантииДействительность:Образование – общественно значимое благо (ст. 2)Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование.В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования (ст.8)Все гарантии сохранены, их расширение – отказ от других социальных гарантий
2. Ликвидируется начальное профессиональное образование МИФ:Отсутствует уровень начального профессионального образования Ликвидируется система подготовки квалифицированных рабочихДействительность:Подготовка квалифицированных рабочих (НПО) будет осуществляться в системе среднего профессионального образования. Это соответствует статье 43 Конституции РФНПО 1-й уровень СПОСПО является общедоступным (без вступительных испытаний)
3. Запрещено семейное образование МИФ:Получение дошкольного и общего образования возможно только в образовательном учрежденииДействительность:Семейное образование – одна из форм обучения (ст. 19)Родители вправе выбирать любые формы обучения своих несовершеннолетних детей (ст. 46)Муниципалитеты оказывают методическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в семье (ст. 89)
4. Рушится система образования в сфере культуры и искусства МИФ:Новый закон об образовании уничтожает систему образования в сфере культуры и искусства.Действительность:Новый закон об образовании (в отличие от действующего) содержит отдельную статью об особенностях образования в этой сфереЗакрепляются новые нормы:-дополнительные предпрофессиональные программы-образовательные программы СПО, интегрированные с общеобразовательными программами-ассистентура-стажировка-возможность получить бесплатно второе высшее образование
5. Снижаются меры социальной поддержки студентов МИФ:Исключена социальная стипендия Снижаются меры соцподдержки студентовДействительность:Социальная стипендия была предусмотрена в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» в том же объеме и размереЭто дополнительная возможность увеличения ресурсов системы образованияВозврат в законопроект
6. Ограничиваются права граждан на изучение родного языка (обучение на родном языке) МИФ:Законопроектом накладываются существенные ограничения на реализацию прав граждан на изучение родных языков (обучение на родном языке)Действительность:Государство обеспечивает возможность получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации (ст. 8)Субъекты РФ самостоятельно регулируют вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе Российской Федерации (ст. 8)В реестре примерных образовательных программ общего образования будут примерные образовательные программы (программы учебных курсов) по родным языкам
7. Законопроект слишком большой МИФ:Законопроект слишком большой, значительно объемнее действующего Закона РФ «Об образовании»Действительность:Как интегрирующий систему образования, законопроект включил в себя нормы Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и большинства типовых положений об образовательных учрежденияхВ суммарном объеме указанные акты значительно (почти в три раза) превышают проект нового федерального законаЗакон США по общему образованию – 700 стр.
Дальнейшее обсуждение Материалы второй и третьей версииОбсуждение не только закона, но и подзаконного регулированияУход от популистских лозунгов и нереалистичных фантазий (в связи 20-летием самого нереалистичного нормативного правового акта)Потенциал августовских совещаний учителей
Дальнейшее обсуждение: тематизмы Электронное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программФинансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ к качеству образованияОценка качества: переход от распределения статусов к содержательной оценки результатов образованияОбщественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенцийЗакон и подзаконные акты: как построить стройную систему норм