Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Какие права обеспечивает новый закон? Право каждого на образование Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту
Виды образования
Уровни общего образования
Уровни профессионального образования
Основные образовательные программы
Ст. 13. Реализация образовательных программ «1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий».
Примерные основные образовательные программы Примерная основная образовательная программа – учебно- методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2) • разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС • включается по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным • порядок разработки таких программ, их экспертизы, ведения указанного реестра устанавливаются Минобрнауки России
Примерные основные образовательные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Устав образовательной организации (статья 25) 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.
Управление образовательной организацией (статья 26) Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Коллегиальные органы управления в образовательной организации : общее собрание (конференция) работников образовательной организации педагогический совет/ученый совет попечительский совет управляющий совет наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Локальные акты (статья30)
Информационная открытость образовательных организаций (статья 29) Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в т.ч. на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»
Основные права обучающихся (статья 34) 1.Право на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. 2. Предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психологического развития и состояния здоровья. 3. Обучение по индивидуальному учебному плану. 4. Выбор факультативных (необязательных) и элективных (обязательных) учебных предметов. 5.Освоение учебных предметов в других образовательных организациях и зачет результатов освоения предметов из других образовательных организаций 6. Участие в управлении образовательной организацией согласно Устава 7. Развитие своих творческих способностей, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных мероприятиях и т.д. 8. Поощрение за успехи в учебной и творческой деятельности
Охрана здоровья обучающихся (статья 41) Охрана здоровья обучающихся включает в себя: Оказание первичной медико-санитарной помощи Организация питания обучающихся Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни Организацию и создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом Прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Обязанности и ответственность обучающихся (статья 43) Обучающиеся обязаны: 1.Добросовестно осваивать образовательную программу, в т.ч. Посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания в рамках образовательной программы. 2.Выполнять требования устава образовательной организации. 3.Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья. 4.Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации. 5. Бережно относиться к имуществу образовательной организации. 6. За неисполнение или нарушение устава образовательной организации к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации. 7.По решению образовательной организации за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, с 15лет допускается отчисление. 8. Решение об отчислении принимается с учетом мнения родителей и с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних
Порядок применения мер дисциплинарной ответственности обучающихся
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания
Порядок отчисления обучающихся
Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования (статья 44) Родители имеют право: 1.Выбирать формы получения образования и формы обучения, образовательную организацию, язык, факультативные и элективные учебные предметы. 2.Дать ребенку образование, в т.ч. в семье. 3.Знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания 4.Получать информацию о всех видах обследований, отказаться от их проведения 5. Принимать участие в управлении образовательной организацией в форме, определяемой уставом образовательной организации.
Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования (статья 44) Родители обязаны: 1.Обеспечить получение детьми общего образования. 2. Соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации. 3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательной организации. 4.За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители несовершеннолетних несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (статья 45) Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающиеся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.
Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников(статья 47) В РФ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в РФ предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, средств обучения и воспитания Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: Право на участие в разработке образовательных программ Право на осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности Право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации Право на объединение в общественные профессиональные организации Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: Сохранение академических прав и свобод
Педагогические работники ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА
Обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48) 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
Обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48) 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
Обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48) 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48) Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48) Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48) Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся (статья 58) Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Промежуточная аттестация обучающихся (статья 58) Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Отчисление на уровне общего образования по академической задолженности не разрешено. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
Аттестация педагогических работников (статья 49) Соответствие занимаемой должности – осуществляется 1 раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности аттестационной комиссией образовательной организации Первая и высшая квалификационная категория – аттестационная комиссия субъекта РФ