Федеральный закон №273-ФЗ (29.12.12) «Об образовании в Российской Федерации» Изменение правового регулирования в сфере образования 900igr.net
В чем необходимость принятия? …явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением (причина - динамичное развитие и процессы модернизации системы образования). Пробелы и правовая неопределенность: статус примерных образовательных программ, электронные образовательные ресурсы, деятельность негосударственных образов. учреждений, порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказание платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.
История принятия нового закона об образовании Обсуждение концепции и структуры проекта на сайте www.zakonoproekt2010.ru с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. – поступило почти 11 000 замечаний и предложений. Текст новой версии закона рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования. Общественные консультации на сайте www.edu.crowdexpert.ru. Внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу. Продолжение общественной дискуссии. Предложения по внесению поправок в существующий текст. Конкурирующий законопроект “О народном образовании” (КПРФ). Рассмотрен, но отвергнут депутатами в первом чтении, т.к. не учитывает результаты модернизации образования, а также возможности бюджетов. 17 октября 2012 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении. Сформированы три рабочие группы по его доработке. Рассмотрены тысячи замечаний и предложений. Парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона. В декабре 2012 г. проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря).
Статус нового закона об образовании Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - базовый нормативный акт, устанавливающий правовые основы функционирования системы образования. Прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т.ч. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума приняла закон № 185-ФЗ от 2 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в РФ". Изданные до дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в РФ" подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Основные особенности нового закона об образовании Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только управленческие и финансово-экономические отношения в сфере образования, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению.
Основные отличия от предыдущего Увеличился практически в 2 раза. Определены понятия, которые ранее не были определены в праве. Включил в себя вопросы, регулируемые ранее в других нормативно-правовых актах (аттестация и аккредитация ОУ и др.) Регулирует подробно вопросы, ранее не регулировавшиеся – подробно или вообще (электронное обучение, независимая оценка качества образования и др.).
Определены следующие понятия: Образование Воспитание Обучение ФГОС Образовательная программа Обучающийся Учащийся Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность
Определены следующие понятия: Учебный план Индивидуальный учебный план Направленность (профиль) образования Инклюзивное образование Качество образования Конфликт интересов педагогического работника
«Образовательное учреждение» или «образовательная организация»? О наименовании образовательных учреждений Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация». Согласно части 5 статьи 108 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с ФЗ-273 не позднее 1 января 2016 года.
Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы (казенное, бюджетное, автономное) в соответствие с ФЗ об образовании. Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с ФЗ об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ об образовании. Так, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»; образовательные учреждения дополнительного образования детей - в учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” дополнительное образование детей; дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование. закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Управление системой образования Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ ДОКЛАД о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети “Интернет” Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования В ст. 20 раскрыты понятия ИННОВАЦИОННОЙ и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ деятельности в сфере образования. Экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ (ч. 2 )
Последовательно проводится принцип светскости в образовании Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Примерные ООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации (ч. 3 ст.87) Организация образовательного процесса Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ (ООП) Примерные ООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС (ч. 9 ст. 12 ) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10).
Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст. 15 посвящена использованию СЕТЕВОЙ ФОРМЫ реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ и ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий
Правовой статус образовательных учреждений и организаций Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения В ст. 30 устанавливаются требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (ч. 3 ст. 30)
Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского образовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4) принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т.ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст.43) Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44, родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся
Правовой статус педагогических работников Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности пед.работников В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Расходы на оплату труда пед. работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации (ч. 3 ст. 99) Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч. 5 ст. 47), а в рабочее время пед. работников включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая пед. работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (ч. 6 ст. 47) . Соотношение учебной и другой пед. работы в пределах рабочей недели или уч. года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации
Права учащихся в соответствии с новым законом об образовании в РФ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дает новые определения понятий "учащийся" и "обучающийся". Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу (п. 2 ч. 1 ст. 33 ). Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу (п. 15 ст. 2). Т. о., с 1 сентября 2013 г. всех учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений правильно будет называть учащимися. Понятие "обучающиеся" лучше использовать в тех случаях, когда имеются в виду не только учащиеся, но и, например, воспитанники. Если в образовательный комплекс входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также называть учащимися, а детей, которые посещают детский сад, – воспитанниками.
Особенности дошкольного образования Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих ООП дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (ч. 5 ст.65) Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
Особенности школьного образования Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ
Особенности дополнительного и профессионального образования Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ
Устав образовательной организации Должен стать существенно меньше и включает информацию: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Многие вопросы уйдут в локальные акты.
Управление образовательной организацией (ст. 26) В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: - общее собрание (конференция) работников образовательной организации, - педагогический совет, а также могут формироваться -попечительский совет, - управляющий совет, - наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся (ст. 28) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся (ст. 28) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов РФ; организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»…
Сроки вступления в силу нового закона об образовании Основная часть норм Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” вступает в силу с 1 сентября 2013 г. Исключение составляют положения, регулирующие изменения финансирования, которые вступают в силу с 1 января 2014 г. (т. е. с первого года, в котором реально составить бюджет с учетом нового закона)… Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 сентября 2013 г.
С принятием закона не требуется экстренно осуществлять какие-либо действия и нести незапланированные расходы: уставы меняются достаточно регулярно по массе различных причин, и в случае, если такая необходимость возникнет в течение ближайших трех лет, одновременно можно будет внести в них изменения и в связи с новым законом. Если же к моменту окончания 2015 г. устав все еще сохранится в неизменном с 2012 г. виде, то придется предпринять специальные действия по его корректировке. прохождения повторного лицензирования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут осуществлять образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, выданных им до дня вступления в силу данного закона. Вместе с тем, ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г. Срок также довольно длительный, что позволит большому числу учреждений избежать дополнительных затрат.
Образование в России: новое правовое регулирование http://об-образовании.рф