Психолого-педагогическое сопровождение лидерской одаренности Колесова Е.О., педагог-психолог МБОУ «Зиминский лицей»
Социальная (лидерская) одаренность способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить имиЛидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям
Лидер - это человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способный вести за собой других людейЛидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки
Типы лидеровФормальные лидеры - те, кого, как правило, назначили. Умение находить общий язык одновременно с коллективом и вышестоящими людьми - одно из основных качеств формального лидераНеформальный лидер - это человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую он занимает *должность* и чем занимается. Такой лидер имеет поддержку и уважение со стороны своей группыЭмоциональный лидер - это тот, с кем советуются и его мнение является во многих случаях решающим. Таких людей часто называют *душой компании*Лидеры действия - они являются организаторами, умеют принимать решения и ведут за собой группу
Способен ли ты быть лидером?
Методика «КОС»
Программа дополнительного образования«Школа социального успеха»Данная программа составлена и адаптирована на основе Российской программы «Я сам» (автор Козлов В.В. – кандидат психологических наук, генеральный директор Московского экспертно-консультативного объединения «Перспектива», преподаватель Российской Академии госслужбы при Президенте РФ)
Вопросы «Кто Я?» «Каков Я?» «Для чего нужны те знания, которые я сейчас приобретаю?» «Умею ли Я успешно взаимодействовать с самим собой, со сверстниками, родителями, учителями?»«Как суметь отстоять своё Я, пройти путь самосовершенствования с опорой на положительные стороны в себе и в процессе взаимодействия со многими другими Я в различных видах деятельности»
Цели и задачи программыШколы социального успехаОбразовательная цельПодготовка учащихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностямиЗадачиФормирование у учащихся теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществеФормирование способности к рефлексии, самооценки.Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельностьФормирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственностьФормирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентацииОвладение навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества в групповой работе
Цели и задачи программыШколы социального успеха Воспитательная цельВоспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личностиЗадачиВоспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личностиВоспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания
Цели и задачи программыШколы социального успехаРазвивающая цельРазвитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуацийЗадачиРазвитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию самооценкиРазвитие творческих и организаторских способностей учащихсяСамоориентация личности на социальную успешностьРазвитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществеРазвитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.Развитие личностно-значимых качеств – эмпатии, критичности и гибкости установок, адекватной самооценки
Методы работымини-лекциибеседыгрупповые дискуссииупражнения тренингового характераделовые игрыработа в парах, группахрефлексия опыта, полученного на занятиях
Содержание программы Психология самопознания «Я - концепция»ОбщениеКоммуникативный тренингКонфликтологияДеловое общениеИмиджЯ – лидер
Психолого-педагогическое сопровождение лидерской одаренностиИгра «Министры и конструкторы»устанавливают зависимость продолжительности общения от личного обаянияучатся определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника
Психолого-педагогическое сопровождение лидерской одаренностиИгра «Необитаемый остров»развиваются навыки эффективного общения и умений действовать сообщаИгра «Последний герой»принятие на себя ответственности за свои решения в группе
Психолого-педагогическое сопровождение лидерской одаренностиИгра «Конкурент»вырабатываются навыки работы в команде, ответственность, инициативностьДеловая игра «Марафон менеджера»принятие на себя роли, преодоление препятствий, развиваются навыки добиваться цели
Психолого-педагогическое сопровождение лидерской одаренностиИгра «Стили лидерства»развиваются в группе отношения партнерства; тренировка в определении четких признаков лидерского поведения, осознание лидерских качеств; практика совместной работы над групповой задачей, анализ влияния на результат разнообразных стилей руководства
Результативность Навыки психологической компетентности, коммуникативные навыкиСпособы получения информации, необходимой для социальной адаптации и успешной деятельности в обществеПонимание себя и другихУверенность в своих силахМотивация к обучению, адаптивные возможности к требованиям лицея Стремление к успеху
Спасибо за внимание!