Психологическое сопровождение учащихся лицеяс разными видами одаренности Колесова Е.О., педагог-психолог МБОУ «Зиминский лицей»
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьмиОдарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий
ОдаренностьПотенциальнаяАктуальная
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка Наличие специфических стратегий деятельностиСформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляцииВысокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложноеОсобый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствияЯрко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбиеПовышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельностиПредпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответовВысокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству
Особенности, присущие одаренным детям1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность3. Испытывают радость от умственного труда4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностейВозведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых правПубличного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”
Методы выявления одаренных детей различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельностиэкспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассникамипроведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятияэкспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионаламиорганизация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик
Интеллектуальная одаренностьЭти школьники, как правило, обладают весьма значительными , глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникамУченики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материалаВысокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет
Система изучения уровня умственного развития учащихся лицея7 класс – тест Рассела8 – 9 класс – ШТУР10 – 11 класс – ТСИ Амтхауэра
Креативность или творческая одаренностьВыражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проектыДети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в класс в мятой одежде, в их тетрадях царит беспорядокУ таких учеников легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психологаЧтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты
У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере
Выявление с помощью батареи тестов «Творческое мышление»В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человекаПроблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения
Методы активизации мышления Мозговой штурм - метод творческого поискаСинектика- метод творческих задач путем поиска аналогийМетод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектовМетод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования
Поиск вариантов использования различных предметовРасскажите обо всех возможных вариантах использования воды, консервной банки, газеты
Изобретение новой денежной системыРазвитие основной операции мышления – синтезаРазвитие творческого мышленияПредложить детям изобрести новую денежную системуИзготовить образцы новых денежных знаков
Встреча с пришельцамиРазвитие творческого мышления Развитие вербального интеллектаРазвитие коммуникативных навыков общенияПредложить детям описать внешний вид наиболее фантастического пришельцаПредложить ребятам нарисовать космический корабль пришельцевВыработать способы общения с пришельцами
Спасибо за внимание!