Рекомендации по сопровождению различных категорий детей
Тревожные детиДля этих детей характерны: повышенная эмоциональная неустойчивость ,излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость,нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении
На уроках:Не поднимает руку, при обращении молчит,Испытывает постоянный страх перед опросом у доски, контрольными и диктантомМалообщителен, обидчив, пассивен
ПричиныНизкая самооценкаВысокий уровень тревожности (постоянное ощущение неуспеха)Высокие и неадекватные требования к ребенкуПробелы в знанияхНизкая мотивация
РекомендацииСоздайте ситуацию успеха для ребенкаЧаще называйте ребенка по имени, хвалите в присутствии другихСравнивайте результаты деятельности ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, но не с результатами других детей
Постарайтесь установить визуальный контакт, это придаст уверенность ребенку во время ответаИзбегайте заданий, которые выполняются за определенное, фиксируемое педагогом времяСтарайтесь не ставить такого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Дайте время на обдумываниеОтвет может быть в письменной форме или в другом виде
необходимо формировать уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учитьсяосторожно оценивайте неудачи ученика
Избегайте:ситуаций открытого соперничества между детьми, так как могут возникнуть аффективные вспышкиситуаций постоянных проверок его деятельности, недоверияситуаций, когда необходимо быстрое переключение в работе или общениизамечайте результат работы, осторожно хвалите в процессе работывнушите детям, что многие кажущиеся им недостатки – это нормально для многих людей
Инертные детиНа урокеПассивны в деятельностиМедлительныНизкая переключаемостьПонимают объяснения со второго, третьего раза
ПричиныЗамедлен темп восприятия информацииСоматическая ослабленность, астения, цереброастенический синдромНизкий уровень концентрации вниманияСлабая переключаемость
РекомендацииНе требуйте от таких учеников немедленного включения в работу Используйте оригинальные методы включения в деятельность Не следует проводить опрос в начале урока, дайте ребенку время включится в учебный процесс и подготовится к ответу.Пересмотрите объем заданий, дозируйте нагрузку
Избегайте высокого темпа проведения опроса Дать ребенку самому проверить правильность выполнения заданияПоощряйте самостоятельностьСоблюдайте четкость и краткость инструкцийНежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, отложите опрос на следующий раз, дав возможность подготовиться дома.
Астеничные детиЧасто болеет, жалуется на головные боли и т.д.Быстро утомляется, истощаетсяПовышена плаксивость, раздражительность, обидчивость
ПричиныСоматическая ослабленностьЦереброастенический синдромНесформированность отдельных психических функций (память, внимание, восприятие и т.д.)Физическая или психическая перегрузка
РекомендацииУчитывать, что такой ребенок наиболее активен в начале урокаРаботоспособность снижается у таких детей к середине занятий (к концу недели, четверти, учебного года)Усталость снижает их внимание, ухудшает способность к воспроизведению, они допускают больше ошибокРабота в шумной, неспокойной обстановке создает трудности в усвоении материалаОрганизовать поисковую деятельность (возможно в виде эксперимента) – это улучшает произвольность в деятельностиПсихотравмирующей ситуацией для детей этого типа является отсутствие эмоциональной теплоты в отношениях;Такие школьники наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения: в условиях ограниченного времени выполнения задания
Агрессивные детиКонфликтны со сверстникамиДерутсяРугаютсяОгрызаются
ПричиныВозбуждение преобладает над торможениемНарушения эмоционально-волевой сферы
РекомендацииИзучить межличностные отношения в классе.Обучать детей способам выражения гнева в приемлемой формеОбучать детей приемам саморегуляции Отрабатывать навыки поведения в конфликтных ситуациях Не следует прикасаться к ребенку в минуты раздражения
Гиперактивные детиДля этих детей характерны: Спонтанность, импульсивность, неусидчивостьНе доводит начатое дело до конца Постоянно отвлекаетсяНе справляется с самостоятельными заданиямиНе воспринимает оценку учителяПривык лидерствовать, побеждать
ПричиныИндивидуально-типологиические особенностиНизкий уровень развития произвольности Несформированность функций контроляНизкий уровень мотивации, концентрации и устойчивости вниманияНарушения эмоционально-волевой сферыНизкая адаптивностьДемонстративность, агрессия как защитная реакцияНесформированность приемов учебной деятельностиСлабая переключаемость деятельности
РекомендацииДозировка нагрузки.Поощрение самостоятельности, критичности.Отрабатывайте соблюдение правил в игре и деятельности.Научите ребенка планировать деятельность.Поощряйте результативность деятельности.Стимулируйте познавательную активность Развивайте параметры внимания Не поручайте кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.Учите видеть результат, анализировать его.Придерживайтесь позитивной модели поведения Не стесняйтесь хвалить ребенка.
Переключение в деятельности Во время урока ограничьте до минимума отвлекающие факторы Проговаривать предварительно алгоритм (последовательность) действий.Задания, предлагаемые на уроках необходимо писать на доске. Если же задание большое по объему, то его необходимо предлагать в виде последовательных частей. Помните: указания должны быть немногословными и содержать в себе не больше 10 слов. Выполняя задания такие дети часто не анализируют, что и какой целью они делают. Развивайте способность оценивать результаты своей деятельности.Соблюдайте четкость инструкций и критериев оценки.Отрицательные оценки давайте только очень аргументировано, объясняя ребенку все его промахи. Делать это лучше наедине, в индивидуальной беседе.
Демонстративный тип личностиДля этих детей характерны:стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению, уверенность в себе.Высокая активность сочетается с низким самоконтролем, что порождает трудности адаптации, связанные с выполнением норм и правил поведения. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь привлечь к себе внимание окружающих.
РекомендацииНедопустимо воспитание в виде гиперопеки и подавленияНе приказывайте, а просите (но не заискивая).Наказание формирует агрессию.Помните, что возможные формы поведения часто играют компенсаторную роль.Необходимо помочь самоактуализироваться (помогите ребенку определить и реализовать собственные достоинства).Поощряйте успехи, такого ребенка привлекает внимание окружающих к его достижениям.Избегайте ситуации, когда критикуются действия подростка при свидетелях, тем более, когда смеются над его недостатками.Не следует детям демонстративного типа поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
Давайте ребенку возможность расходовать его избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.Выслушайте то, что хочет сказать ребенок, его проблема должна быть услышана и научите его слушать проблемы других людей – это формирует навыки положительного коммуникативного общения.
Интровертированный тип личностиДля этих детей характерны:замкнуты, малообщительны. а) дети пассивного варианта безынициативны, отгороженность от окружающих. Их выделяет бедность мотивационной сферы, низкий энергетический потенциал.б) дети активного варианта повышенная возбудимость, аффективность, иногда агрессивность. У таких детей недостаточный самоконтроль, может снижаться продуктивность деятельности и поведение.
РекомендацииНе рекомендуются частые коллективные формы работы, т.к. в группе эти дети проявляют повышенную возбудимость, тревожность напряженность, социальную робость и неуверенность в себеСледует давать больше возможности заниматься по индивидуальному плануНельзя поощрять замкнутость ребенка, надо стараться вовлечь его в процесс общения, но делать это очень осторожно, ненавязчиво «не через силу»В начале деятельности необходима четкая инструкция к выполнению заданияОтыгрывание подвижных и дидактических игр с правилами (соблюдение правил в игре формирует навыки самоконтроля)