Психологические особенности старших школьников. Классный руководитель 9 класса: Панкова О.С
ПОДРОСТОК Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет. (Л.С.Выготский)
Физическое развитиеБыстрый рост организмаПоловое созреваниеВосхищение и тревога одновременно по поводу происходящих измененийПопытки сравнить своё тело с культурным эталоном.
Познавательная сфера. ИнтеллектИндивидуальный стиль умственной деятельности.Формирование абстрактного мышления. Готовность часами говорить об отвлечённых понятияхРазвитие творческого мышления – поиск нескольких путей решения одной проблемыУвеличение объёма и избирательность внимания.
Учёба в школеНовый коллектив класса (профиль, вновь сформированные классы)резкая смена критериев оценки знаний учащихся Стремление отдохнуть после экзаменов 9 класса, взять передышку перед выпускными экзаменами.
Общение.Стремление принадлежать к определённой социальной группе и занимать в ней положениеНеформальные разновозрастные компанииВажное значение дружбы, отсутствие друзей воспринимается как недостатокОднополая дружба, базирующаяся на индивидуальных особенностях.
СамосознаниеРост самостоятельности и самосознания, открытие своего ЯЮношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающихАктивный мировоззренческий поиск – смысла жизни
Отношения со взрослымиВысокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителейВ том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников Важно мнение родителей в вопросах выбора профессии, поведения в сложных ситуациях, мировоззрения
Причины конфликтов кроются в столкновении интересов родителей и детей. Когда возникают противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив считают, что лучше уступить, сохраняя мир. Эти способы являются неконструктивными для разрешения конфликта. В результате будет «выигрывать только один», либо родитель, либо ребенок.Конструктивный, способ разрешения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок». Этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я- сообщении».
Как наладить отношения со своим ребёнкомДля того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь
Как помочь ребёнку в учёбеНужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, сформулировать новые критерии оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, доклады нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со одноклассниками или выяснять отношения с родителями других учеников, приходить в школу
Как наладить отношения со своим ребёнкомЕсли тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, поговорите с ребёнком, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Советы родителям в выборе профессииУважайте выбор ребенка Не воплощайте свои нереализованные мечты в детяхПоддерживайте ребенка (уводите от ситуации «неуспеха»)Посвятите ребенка во все минусы и плюсы выбираемой профессииУДАЧИ ВАМ
Помощь в выборе профессиивыбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться ваш ребенок посетить День открытых дверей выбранного учебного заведенияоценить знания ребенка по предметам, необходимым для поступления в учебное заведение помочь ребенку познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает.
Правила для родителей подростков:Помочь ребенку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.Не перегружайте ребенка опекой и контролем.Демонстрируйте взаимное уважение.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.