Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику праонарушений несовершеннолетнпих
Психолого-педагогическое сопровождениеПсихолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога, психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Понятие «сопровождение» должно быть распространено на отдельного ребенка или группу детей (подростков), которые по ряду причин имеют ограниченные возможности адаптации к образовательной среде. сочетается с пониманием оценки адаптированности ребенка (подростка) в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной адаптации ребенка (подростка) с другой.
Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процессасистематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики их развитиявыявление уровня психологической готовности к обучению в школе;выявление уровня психологической готовности к обучению в среднем звене;выявление уровня развития познавательных процессов;определение ведущих способностей, склонностей для индивидуализации обучения;выявление ведущих мотивов деятельностиобъединение усилий педагогов-предметников, классных руководителей, психолога, социального педагога, логопеда, кафедры управления;разработка индивидуальной целостной программы индивидуального сопровождения, адекватного распределения обязанностей и ответственности за выполнение программы индивидуального сопровождения;
создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их обучениявыявление уровня воспитанности, ценностных ориентаций; определение системы взаимоотно-шений в ученическом коллективе;определение аспектов домашнего поведения учащихся, связанных с школьной ситуацией; исследования эмоциональной сферы (уровень тревожности, самооценка)формирование психологической культуры школьников; формирование навыков самопознания, саморазвития, самоорганизации;создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии групповые и индивидуальные занятия психолога, ориентированные на школьников с различными психологическими проблемами в познавательной, эмоционально-волевой сферах групповые и индивидуальные занятия логопеда; индивидуальная работа социального педагога с опекаемыми, малообеспеченными детьми, детьми «группы риска»;групповая работа с родителями в форме выступлений на родительских собраниях;индивидуальные консультации для родителей, педагогов, учащихся;
формирование психологический кружок психотерапевтические методикитренинги (сказкотерапия, арттерапия)просветительские классные часы
Безопасность - явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество,ни экономика, ни, тем более, государство. Психологическая безопасность -состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического, физического, эмоционального насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.Потребности безопасности и защиты включают в себя:потребности в организации, стабильности, законе (соблюдении правил) и порядке, в предсказуемости событий,в свободе от таких угрожающих факторов, как болезнь, страх, хаос.
Школьная дезадаптацияшкольная дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможнымнесоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным может быть вызвана любыми затруднениями у ребенка в процессе школьного обучения.
может вызываться индивидуальными особенностями ребенка, взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Причины возникновения школьной дезадаптацииНедостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность. Длительная и массивная психическая депривация. Соматическая ослабленность ребенка. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. Нарушение формирования так называемых школьных навыков (дизлексия, дизграфия, дискалькулия). Двигательные нарушения. Эмоциональные расстройства.