Психологические особенности школьников в адаптационный период Выполнила: Педагог – психолог Т.В.Куксина
Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма ко внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация)Психологическая адаптация личности - это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и среде (прежде всего социальной) происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Изменение социального окружения.Изменение системы деятельностиРебёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Состояние детей в этот период характеризуется:с педагогической точки зрения: низкой организованностью; учебной рассеянностью и недисциплинированностью; снижением интереса к учёбе и её результатам с психологической точки зрения: снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности.
Психологические особенности подросткового периода1.Увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям.2.Обостряется реакция на мнение окружающих.3.Повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.4.Оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.5.Происходит становление своего «Я», обретение новой социальной позиции.6.Потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.7. Акцентуация характера – заострение отдельных черт, создающих уязвимость подростка.
Психофизиологические особенностиПсихосексуальное развитие: половое созревание и половая идентификацияНеустойчивость эмоциональной сферы;Высокий уровень ситуативной тревожности;Особенности высшей нервной деятельности.
Доминанты – основные группы наиболее ярких интересов подростков:– «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности;– «доминанта дали» – установка на обширные, перспективные масштабы;– «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;– «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Развитие самосознания: рефлексия «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослыйПоловая идентификация становление собственно самосознания самоопределение
Факторы риска в период адаптации 10 классовНезавершенность физического развития по всем параметрам.Ощущение своей физической непривлекательности.Неустойчивость эмоциональной сферы.Несформированность волевой сферы.Недостаточный уровень самостоятельности.Неадекватность самооценки и уровня притязаний.Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов.Отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений.Высокий уровень ситуативной тревожности.
Трудности общенияНесформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость).Неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви.Преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости.Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказыванийНеприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним.Неадекватные претензии на статус и роли в различных группах.Проявление юношеского максимализма.
помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;помочь принять новичков в коллектив;помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;познакомить с миром юноши и миром девушкиПути решения проблемы:снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМАкцентирование внимания на поступках (поведении),а не на личности.Не приписывать поступкам плохие мотивы.Учитывать характерологические и психофизиологические особенности ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!