Психологические особенности старших школьников в период адаптации психолого – педагогический консилиум в 10х классах Ноябрь 2010 психолог МОУ СОШ №4г.Грязи Суханова И.Н.
Физическое развитие Быстрый рост организма Половое созревание Восхищение и тревога одновременно по поводу происходящих изменений Попытки сравнить своё тело с культурным эталоном.
Познавательная сфера. Интеллект Индивидуальный стиль умственной деятельности. Формирование абстрактного мышления. Готовность часами говорить об отвлечённых понятиях Развитие творческого мышления – поиск нескольких путей решения одной проблемы Увеличение объёма и избирательность внимания.
Учёба в школе Новый коллектив класса (профиль, вновь сформированные классы) резкая смена критериев оценки знаний учащихся Стремление отдохнуть после экзаменов 9 класса, взять передышку перед выпускными экзаменами.
Общение. Стремление принадлежать к определённой социальной группе и занимать в ней положение Неформальные разновозрастные компании Важное значение дружбы, отсутствие друзей воспринимается как недостаток Однополая дружба, базирующаяся на индивидуальных особенностях.
Общение Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери : "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения ?
ПРАВИЛО- это положение , отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения.СОГЛАШЕНИЕ – взаимное согласие, договоренность. ДОГОВОР, устанавливающий какие-нибудь условия , взаимоотношения, права и обязанности сторон. КОНФЛИКТ – столкновение, предельное обострение противоречий. Ситуация , когда одна сторона противостоит другой.
Культура общения включает три составных элемента: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; эмоционально адекватно откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время, наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям.
Качество межличностных контактов привлекает наше внимание обычно тогда, когда мы не удовлетворены или когда происходит нечто неприятное. Тогда и возникают вопросы: Что? Почему? И как? Главная задача научить не этикетному поведению, а ориентировать свой выбор на нравственный поступок
Межличностные отношения
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. -ТЕРПЕНИЕ) - ТЕРПИМОСТЬ к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Игра: проверь себя, проявляешь ли ты толерантность ?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ позволяет приобретать друзей
ТОЛЕРАНТНОСТЬ позволяет приобретать друзей
Отношения со взрослымиВысокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителей В том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников Важно мнение родителей в вопросах выбора профессии, поведения в сложных ситуациях, мировоззрения
Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»Инструкция :оцени в 5 балльной системе (max. 55 баллов) признаки коммуникативной культуры: -интересно излагает материал -терпеливо поясняет сложные места -доступно излагает трудный материал -умеет поддерживать интерес класса к предмету -использует индивидуальные возможности учащихся -создает ситуацию для самостоятельной работы -предлагает творческие задания -проявляет уважение, такт, доброжелательность -проявляет уважение к своим коллегам -справедливо оценивает возможности каждого ученика -создает ситуацию успеха каждому ученику(не разделяет детей по учебным успехам)
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования по 10 классам
СамосознаниеРост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я Юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих Активный мировоззренческий поиск – смысла жизни
Как помочь ребёнку в учёбеНужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, сформулировать новые критерии оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, доклады нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка с одноклассниками или выяснять отношения с родителями других учеников, приходить в школу
Как наладить отношения со своим ребёнкомДля того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь
Как наладить отношения со своим ребёнкомЕсли тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, поговорите с ребёнком, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить. Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Помощь в выборе профессиивыбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник посетить День открытых дверей выбранного ВУЗа оценить знания ребенка по предметам, необходимым для поступления в ВУЗ помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает.