Мотивация обучающихся (проблемы и их решения) педагог-психолог МОУ СОШ №4 г.Грязи Суханова И.Н.
Мотив — это толчок к действию, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Этим объясняется активность всех живых существ — летающих, ползающих, плавающих, бегающих — абсолютно всех. Закон тут жесткий — если что-то нужно, то необходимо сделать что-то, чтобы это «нужно» превратилось если не в «не нужно», то, по крайней мере, потеряло бы свою силу. Под понятием мотив еще понимают причины поступков и действий людей, да и животных тоже. Мотивы бывают вполне осознанными — «я хочу пить», и неосознанными — «чего-то хочется, а чего не знаю». Мотивы развиваются при расширении круга деятельности, при усложнении форм поведения, и вообще — чем больше забот у живого существа, тем сложнее и многообразнее мотивы. Пресловутый вопрос «В чем смысл жизни?» имеет довольно простой ответ — в упорядочении мотивов. Набор мотивов индивида определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей — для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то — кресло в думе, для третьего — бутылка вина. Мотивы бывают внешние и внутренние. Они не всегда совпадают. С явными все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать (внешний мотив), а на самом деле для того, чтобы списывать у симпатичной соседки по парте (внутренний мотив), это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.
1- мотив долга и ответственности 2 - мотив самоопределения и самосовершенствования 3 - мотив собственного благополучия 4 - мотив престижности 5 - мотив избежания неприятностей 6 - мотив содержания учебной деятельности 7 - мотив отношения к процессу учения
Сводный протокол исследования доминирующих мотивов деятельности обучающихся(выборка в%)
Что нужно для хорошей учебы?Когда ребенок чему-то учится, в его мозгу работают восемь процессов, обеспечивающих восприятие понимание и запоминание материала. И если один или несколько из этих процессов работают плохо качество учебы мгновенно снижается. Новые знания, способность понимать, «как все в мире устроено», должны доставлять ребенку радость, укреплять его уверенность в собственных силах, тогда учеба превратится в «самоподдерживающийся процесс». Но для этого ребенку должно быть легко (или по крайней мере не слишком тяжело) учиться. Процессы, обеспечивающие восприятие нового: Внимание — позволяет сосредоточиться на изучаемом предмете. Память — фиксирует новую информацию. Речь — воспроизводит информацию, помогает обсудить ее, углубить знания. Пространственные и временные представления — упорядочивают информацию. Логическое мышление — помогает осмыслить информацию, сделать выводы. Воображение — делает информацию более зримой. Контроль над движениями — помогает применить полученную информацию на практике. Эмпатия — помогает понять чувства других людей, учит жить в обществе.
Как научить ребенка быть внимательным?Наведите порядок Поищите интерес. Используйте внешний контроль. Используйте обратную связь. Играйте в игры, развивающие внимание. Самые разные задания: лабиринты, нарисованные на бумаге, конструкторы раскраски, оригами, моделирование и т. д. Главное — научиться доводить работу до конца.
Как помочь ребенку улучшить память?Используйте воображение и эмоции. Используйте смысловые связи. Используйте все каналы восприятия. Используйте маркер. Упорядочивайте информацию Используйте игру в «учителя». Учите днем, повторяйте вечером. Останавливайтесь вовремя. Оставляйте задел на будущее.
Работа над устной и письменной речью школьникаРаботайте над точностью речи. Работайте над логичностью речи. Работайте над чистотой речи. Работайте над выразительностью и богатством речи. Работайте над уместностью речи.
Как научить ребенка системному мышлению? Используйте карты. Используйте хронологические линии и таблицы. Проверяйте последовательности. Последовательность действий при решении математических задач Прочитай задачу, представь себе, о чем говорится в ней. Можно сделать для себя рисунок или схему. Объясни, что означает в задаче каждое число. Составь краткую запись условия или схему. Прочитай вопрос задачи. Скажи, что надо знать, чтобы ответить на него (нужно назвать данные - два числа). Есть ли эти данные в условии задачи? ДА (задача в одно действие); НЕТ (задача в несколько действий): выяснить, какие числа необходимо узнать; выяснить, каким образом их можно узнать; составить план решения задачи по действиям. Реши задачу. Проверь и запиши ответ. Стройте «широкие и детализированные» когнитивные карты. Давайте определения. Используйте классификации. Используйте аналогии.
Как научить ребенка мыслить логически?Различайте тезисы, аргументы и факты. Начинайте с надежных посылок. «После этого» не значит «вследствие этого». Очень часто в рассуждении вы идете от причины к следствию или (в детективах) от следствия — к причине. Используйте бритву Оккама. «Не пытайся объяснить посредством большего то, что можно объяснить посредством меньшего». «Не следует умножать сущности без необходимости». Учите ребенка правильно строить умозаключения.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ТАЙНЫ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА. От чего зависит почерк? Трудности ребенка при обучении письму: Чаще всего причина — в недолеченных последствиях перинатальной энцефалопатии, когда ребенок с трудом устанавливает связи «глаз — мозг — рука». Парциальные левши будут долго страдать «переворачиванием» букв при письме и перестановкой букв в слове. Гиперактивность и дефицит внимания. Детям со слабой зрительной памятью трудно запомнить очертания букв, они пишут медленно и тратят слишком много сил на воспоминания. Как помочь ребенку справиться с прописями? Снижайте требования. В старших классах как можно раньше разрешите ребенку «писать своим почерком». Используйте различные вспомогательные методы: пусть ребенок сначала наговаривает текст сочинения на диктофон, а потом пишет под собственную диктовку; посоветуйте ребенку сначала составить план, для многих учеников с плохим почерком клавиатура стала настоящим спасением (для их учителей тоже, хотя они редко в этом сознаются),
Общение – ключ к успеху?Не раз приходилось встречать умных, знающих и талантливых взрослых людей, которые совершенно не умели рассказывать о своих взглядах, а главное — убеждать оппонентов в своей правоте. Они либо сразу срывались на грубость и оскорбления: «Как же можно этого не понимать! Вы видно плохо учились в школе! Вот из-за таких, как вы...». Но поскольку задачей подросткового возраста является отделение от родителей и утверждение собственного «я», не стоит удивляться тому, что большинство подростков трудно назвать «вежливыми, терпимыми и склонными к компромиссам». И все же детей нужно учить говорить о себе и выслушивать других.
ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫДоверяйте ребенку. Доверяйте себе. Уделяйте время и силы школьным делам ребенка. Учитывайте индивидуальность ребенка. Следите за его общим развитием. Отрабатывайте базовые навыки до автоматизма. Ищите общие принципы любого учебного предмета и фиксируйте их в виде схемы. Поддерживайте контакт с учителем. Ищите союзников. Не увлекайтесь соревнованиями. Хвалите не за способности, а за работу. Не бойтесь ошибок.
Спасибо за внимение!