Государственное автономное образовательное учреждениеДополнительного профессионального образования«Институт развития образования Республики Татарстан» ПРОЕКТНАЯ РАБОТАТема: «Реализация интеллектуально –творческого потенциала одаренных детей среднего звена школы»
Выполнили: Булатова Г.Г.-учитель русского языка и литературы МОУ «Старо-Казеевская СОШ», Галиахметова Ф.А., -учитель истории МОУ «Куркачинская СОШ», Кононова А.В., - учитель математики МОУ «Емелькинская СОШ», Саттарова Х.Ш.-учитель биологии МОУ «Камскоустинская СОШ», Юсупова А.Г.-учитель математики МОУ «Арская школа №4» - слушатели курсов повышения квалификации учителей по проблеме: «Проектная деятельность в системе профессионального развития педагога»Проектная работа допущена к защите
Актуальность проекта Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Интерес к диагностике и развитии детской одаренности в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Проблема проекта: Не созданы в школе благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, в связи с чем в среднем звене недостаточное количество детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Цели проекта: 1. Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи проекта: 1. Разработать оптимальный механизм выявления одаренных детей.2. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся. 3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. 4. Предоставить возможность повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися. 5. Внедрять новые образовательные технологии, для удовлетворения запросов одаренных обучающихся. 6. Вести целенаправленную работу с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Ожидаемые результаты проекта 1. Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей. 2. Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.3. Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.4. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 5. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.6. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 7. Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одаренными учащимися.8. Внедрение новых образовательных технологий.9. Расширение и систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.10. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Сроки разработки и реализации проекта. Ι этап сентябрь – декабрь 2011 года - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность. ΙΙ этап январь 2012- февраль 2014 года – основной практический этап, включающий реализацию, систематизацию, анализ результатов повседневной работы.ΙΙΙ этап март-май 2014 года – заключительный этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.
Ресурсы проекта Высококвалифицированные педагоги; Программы для работы с одаренными детьми по разным предметам; ИКТ, ЦОРы, специальная литература.
Планирование проекта Проект в школе реализуется в трех направлениях:1. Работа по выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей.2. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми.3. Работа с семьей одаренных обучающихся по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Основные мероприятия по реализации направлений проекта I направление. Работа по выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей.Психолого-педагогический анализ развития учащихся среднего звена школы.2. Выявление одаренных детей:- диагностика одаренности различных типов и видов;- создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.3. Организация обучения одаренных:а) внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности:- использование элементов развивающего обучения Л.Занкова.- применение учебно-методических комплексов «Школа 2100».
- дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу:- применение методов психологического воздействия (мозговой штурм, соревнование, сотрудничество) в процессе обучения одаренных детей;- индивидуальная работа с одаренными детьми через дополнительное образование; в) участие детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня;г) обучение детей в заочной физико-математической школе «Авангард»;д) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.4) Создание системы стимулирования одаренных детей:награждение; организация выставок творческих работ учащихся; организация поездок по знаменитым местам; организация отдыха летних оздоровительных лагерях; участие в муниципальном проекте «Грант главы района»
5)мероприятия с одаренными детьми:творческие конкурсы; спортивные праздники и школьные олимпиады;- турниры;- проведение конкурсов «Ученик года», «Умник года»;- проведение предметных боев, предметных КВН;- проведение научных конференций;- участие учащихся в разработке сценариев внеклассных мероприятий;- участие в предметных дистанционных олимпиадах.
2 направление. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми. 1. Постановка проблемы и включение всех членов коллектива школы в реализацию проекта «Реализация интеллектуально–творческого потенциала одаренных детей среднего звена школы»:- проведение заседаний МО на тему «Одаренные дети»;организация работы по реализации проекта.2. Работа методических объединений по изучению и распространению опыта работы учителей с одаренными детьми. 3. Проведение методических семинаров «Одаренный ученик - какой он?», «Использование современных технологий в работе с одаренными детьми».4. Самообразование и саморазвитие педагога.5. Сотрудничество педагогов школы с единомышленниками из других школ.
3 направление. Работа с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка. Встречи – беседы с родителями.2) Знакомство с достижениями учащихся.3) Организации психологических тренингов для родителей.4) Участие родителей в круглом столе «Мой ребенок – одаренный».5) Участие родителей в школьной конференции для одаренных детей «Час славы».
Календарный план проекта
Практическая часть проекта творческие конкурсы; спортивные праздники и школьные олимпиады;- турниры;- проведение конкурсов «Ученик года», «Умник года»;- проведение предметных боев, предметных КВН;- проведение научных конференций;- участие учащихся в разработке сценариев внеклассных мероприятий;- участие в предметных дистанционных олимпиадах.
Литература 1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 19822. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 20016. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 19919. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.14. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.15. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 316. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.17.Internet