Проектирование рабочей программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартаИнструктивно-методическое совещание учителей начальных классов, начинающих с 1 сентября 2011 года работать в режиме реализации ФГОС НОО
Глоссарий ● Образовательная программа учреждения – нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, как с учетом конкретных условий создается образовательная модель. Образовательная программа учреждения является исключительной, неповторимой, так как учитывает потребности конкретных обучающихся и родителей ● Основная образовательная программа (программы) – нормативный документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации ФГОС (является структурным компонентом образовательной программы). Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. ● Рабочая программа по предмету - индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.● Дополнительные образовательные программы – образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования; и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Образовательная программа ОУ
п.6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план,рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Нормативная база разработки рабочих программ■ Закон РФ «Об образовании» (ст.9,32)■ приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).Примерные программы служат основанием для разработки рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (пп.7 п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»:« п.2. К компетенции образовательного учреждения относятся …7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»)
Примерная программа по предметуСб. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе авторской для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. соотношение 80% (инвариантная часть) к 20% (вариативная часть)
Рабочие программы
При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся;уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи и ребенка; возможности педагога;уровень учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного учреждения и др.
Примерная структура Рабочей программы Титульный лист2. Пояснительная записка3. Планируемые результаты освоения программы4. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)5. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)6. Формы и средства контроля7. Перечень учебно-методических средств обучения.
I. Титульный лист Рабочей программы наименование образовательного учреждения; гриф утверждения и согласования программы;название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), в котором изучается учебный курс, предмет, курс, дисциплина (модуль);- год составления программы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №00 г. БелгородаРабочая программа по русскому языку1 класссистема развивающего обучения Л.В. Занкова(система учебников «Начальная школа XXI века», «Школа России», учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа»)Разработана учителем начальных классов высшей категории Коваленко Н.П.
II. Пояснительная записка к Рабочей программе1. Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программаРабочая программа по русскому языку (3 класс) составлена на основе авторской программы «Русский язык» А.В. Поляковой (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 320с.).
Найди ошибки!Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской программы курса И. И. Аргинской «Математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (автор В. Н. Рудницкая. М.: Вентана-Граф, 2009), примерной программой начального общего образования по математике, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
II. Пояснительная записка к Рабочей программе2. Цели и задачи данной программы, особенности программы Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской…В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка… и т.д. Где взять материал?
II. Пояснительная записка к Рабочей программе 3. Изменения, внесенные в авторскую (примерную (типовую)) и учебную программу и их обоснованиеУчитывая высокий уровень образовательной подготовки обучающихся, в раздел обязательных для усвоения включены темы: «Наречие как часть речи» (5 ч.), Имя числительное: общее значение» (3 ч.), «Сложное предложение» (5 ч.). Сокращено количество часов на изучение темы «Склонение имён прилагательных» с 35 до 28, увеличено количество часов на изучение темы «Спряжение глаголов» с 28 до 32 в связи со сложностью данной темы для усвоения всеми учащимися класса и т.п..
II. Пояснительная записка к Рабочей программе 4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учрежденияДля реализации программы используется учебно-методический комплекс: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова Русский язык: 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011г.Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г.Кузгецова М.И. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.)Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 1класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Найди ошибки!Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» -2008 г.Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2008. Бененсон Е.П., Итина Л. С. Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2010. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике:– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2008. Аргинская И.И. Математика. Метод. Рекомендации1-2 класс:– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2008.Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г. Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.
II. Пояснительная записка к Рабочей программе 5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследованийРабочая программа по математике рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на проведение: диагностических работ – 2 часа; тестовых работ – 4 часа; контрольных работ – 1 час; комплексных контрольных работ - 1 час; экскурсий - 2 часа; практических работ- 4 часа. (В зависимости от реализуемого УМК и рекомендаций авторов)Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ (является структурным компонентом ООП ОУ)
II. Пояснительная записка к Рабочей программе 6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями)МАТЕМАТИКАПрограмма предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог. Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; диагностические работы; тестовые задания; самостоятельные работы.В конце учебного года проводится комбинированная письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе
III. Планируемые результаты освоения программыВ соответствии с требованиями ФГОС результаты освоения образовательной программы:ЛичностныеМетапредметныеПредметныеДва уровня описания результатов:«Ученик научится»«Ученик получит возможность научиться»Где взять материал?
III. Планируемые результаты освоения программы (вариант 1)МАТЕМАТИКА Личностными результатами обучения учащихся являются: самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;готовность и способность к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению…Метапредметными результатами обучения являются:владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование)…понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения…Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи…Авторская программа по математике В.Н. Рудницкой, система учебников «Начальная школа ХХ! века»
III. Планируемые результаты освоения программы (вариант 2)МАТЕМАТИКАЛичностные УУДУченик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативуРегулятивные УУДУченик научится (получит возможность научиться) проверять правильность выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.Познавательные УУД Ученик научится или получит возможность научиться:подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схемб) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно:в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий:проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;- выполнять действия по заданному алгоритму:- строить логическую цепь рассуждений.Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.Из сборника Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей ред. проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академ/Книга/ учебник, 2010. – 180 с.
Планируемые результаты освоения программыПредметные результаты1. К концу обучения в первом классе ученик научится:называть:— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами…- различать:— число и цифру;— знаки арифметических действий;читать:— числа в пределах 20, записанные цифрами;— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 × 2 = 10, 9 : 3 = 3…сравнивать…воспроизводить…распознавать:…характеризовать…анализировать…классифицировать…упорядочивать…конструировать…контролировать…оценивать…решать учебные и практические задачи..2 К концу обучения в первом классе ученик может научиться: сравнивать…воспроизводить…классифицировать…обосновывать…контролировать деятельность…решать учебные и практические задачи...Авторская программа по математике В.Н. Рудницкой, система учебников «Начальная школа ХХ! Века»
IV. Календарно-тематическое планированиеВнимание!Учебно-тематический план (календарно-тематическое планирование) отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический (календарно-тематическое планирование) план на весь срок обучения (обычно на учебный год).При проектировании Рабочей программы по предмету учителем в обязательном порядке используются : авторская программа только 2011 года!!!!учебник (не старше 2009-2010 года).2.При составлении календарно- тематического планирования и определении тем уроков руководствоваться программой !!!!, логику изучения предмета выстраивать в соответствии с логикой учебника!!!
Календарно-тематический план (вариант 1)
Календарно-тематический план (вариант 2)
V. Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в календарно-тематическом планировании. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов*Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)… Число и счетСчет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел… и т.д.
VI. Средства контроля - система контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ) для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения программы, представленных в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.Количество контролирующих материалов определяется календарно-тематическим планированием. Так, если календарно-тематическое планирование предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий. Сводная таблица по видам контроля
VII. Учебно-методические средства обучения
Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы(устанавливается локальным актом ОУ)Примерные сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ Первый этап – 1 - 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.Второй этап – 1 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.