Осуществление деятельностного подхода к образованию через интерактивный урок
I частьТеоретическая
Интерактивное обучение - (от лат. Inter «между» + aktion «действие») - обучение, погружённое в общение.
Формирование коммуникативных умений:Вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта.Владеть языком как средством коммуникации, понимая сходство и различия языка.Ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, ощущать многомерность пространства.
В процессе обучения должны проявляться три стороны общения:Информативная (передача и сохранение информации);интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности);перцептивная (восприятие и понимание человека человеком)Основные компоненты общения:Описание со-бытия (информация);организация со-действия (взаимодействие);возможность эмоционального сопереживания (понимание друг друга).
Диалог – одна из форм интеракивного обученияДиалог – форма взаимной деятельности учителей и учащихся с учётом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром; возможность взаимодействия друг с другом, предполагающая:равенство позиций участников, уважение и доверие друг к другу;готовность принимать позицию другого человека;особую атмосферу, способствующую искренности в выражении мыслей и чувств.Диалог – столкновение различных точек зрения, требующее овладения учащимися нормами группового поведения.
Формы презентации групповых решений:Совместно-индивидуальная форма ( каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, выбирается лучшее);Совместно-последовательная форма (результат деятельности каждой группы становится, по принципу мозаики, определённой ступенькой к решению общей проблемы).
Рефлексия прошедшего занятияУдалось ли группе выполнить задание?Легко ли работать в группе?Кто ощущал себя некомфортно и почему?Всегда ли прав тот, кто берёт на себя руководящую роль в группе?К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?Что испытывает человек, которому не дают высказаться?Что помогает и что мешает общей работе?Какова должна быть помощь учителя?Что приобретаешь в совместной работе?
Формирование коммуникативного пространстваЕдиницы измерения коммуникативного пространства – коммуникативные стратегии – КС - (определённые типы действий учащихся по достижению понимания в учебном диалоге).
Ядро диалога – коммуникативные стратегии пониманияБазовые:КС – развитие (наличие различных точек зрения, их согласование, синтезирование)КС – толкование (тезис затемнён, но ценностно значим, а последующие высказывания его истолковывают)КС – переоформление (процесс смыслообразования связан с поиском новой, точной формы для выражения исходного смысла)КС – отрицание (по отношению к исходному тезису разворачивается антитезис и приводится аргументация к нему)КС – применение (исходное высказывание, выражающее общее, целое, применяется к новому (частному) случаю)Вариативные:КС – оценивание (высказывается оценка по отношению к чужому, положительная или отрицательная)КС – переопределение (известное понятие определяется заново, строится на основе новых различительных признаков)КС – комментирование (предметом обсуждения становится какой-либо частный, второстепенный компонент исходного высказывания, подвергающийся комментированию)
II часть Практическая работа
Подготовка к сочинению –рассуждению.Урок – диалог.О памяти
Цели урока:создание текста в форме рассуждения на основе прочитанного текста.умение использовать диалоговые формы общения в их многообразии.
Подготовка к диалогуПредварительно учащиеся разбиваются на группы по желанию. В каждой группе выбирается ответственный, берущий на себя руководящую роль.Обсуждение происходит коллективно в каждой группе.
Работа с раздаточным материаломОпределите типы речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определённому типу речи.Прочитайте текст и выполните задания 1–5.1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. 2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. 3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. 5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. 6) Что мы там ищем? 7) Свою родословную? 8) Истоки народного характера? 9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И. Васильеву)
-А что такое рассуждение?Запись в тетрадь. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. -Из каких частей состоит рассуждение?1. Тезис – это точно сформулированная мысль. Определите, в каких предложениях находится тезис в предложенном тесте?
2. Основная часть: доказательства или аргументы.-Как автор доказывает свою точку зрения? Если вам трудно, то попробуйте задать вопрос к тезису «Почему?»При выражении своей точки зрения примените ПОПС-формулу. Справка.ПОПС – формула – П – позиция (в чём заключатся ваша точка зрения) – я считаю, что…О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…П – пример ( факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - …поэтому…
Какие аргументы из предложенных показались вам более грамотными, существенными?С чем вы могли бы поспорить?Предложите свою точку зрения на выраженную позицию.
3. Заключительная часть рассуждения – это вывод. Но вывода в тексте может и не быть. Тогда рассуждение будет неполным. Здесь есть вывод? К какому стилю речи относится данный текст? Воспользуйтесь таблицей «Стили речи».Обоснуйте свою точку зрения. Поправьте других участников диалога, если возникнет необходимость.
Тестовое задание к тексту1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?1) в 1-м 2) во 2-м3) в 5-м 4) в 9-м2. К какому стилю речи относится текст?1) к научному2) к разговорному3) к публицистическому 4) к деловому3. Каков тип речи текста?1) повествование2) рассуждение3) повествование с элементами рассуждения4) описание4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4-е предложения?1) наречие и частица2) лексический повтор и местоимение 3) синоним и частица4) указательное местоимение и наречие5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?1) вопросительные предложения 2) однородные члены3) антоним 4) сравнение
Ответы:1–42–33–24–25–4
Где автор использует вопросительные предложения? – В каких предложениях автор использует однородные члены предложения? – В каком предложении используются антонимы? – Здесь нет сравнения. Но метафора основана на сравнении. Попробуйте построить первое предложение так, чтобы в нем использовалось сравнение. «История как лицо».
III. Вернемся к первому тестовому заданию. – Что утверждает автор? (Без памяти человеку не прожить.)Основная мысль этого текста и будет темой нашей творческой работы.Записываем тезис в тетрадь. Оставьте место для названия работы.Тезис. Без памяти человеку не прожить.– Какие доказательства вы могли бы привести? Почему человеку не прожить без памяти? - Не забывайте применить ПОПС-формулу.(Прослушивание, комментирование альтернативных мнений, обсуждение.)
Подведём итоги.Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности – задача каждого из нас.2. Нужно воспитывать в себе бережное отношение к прошлому с детства. Семейные фотографии, уважение к могилам предков, к труду, к обычаям своего народа помогают нам стать лучше, учат быть добрее. 3. С помощью памяти накапливается добрый опыт. Она не оставляет человека равнодушным к окружающей природе, к близким. Существуют трудовые династии, когда одно предыдущее поколение передает накопленные знания следующему поколению.
– Как бы вы закончили свою работу?Возможный вариант заключения:«Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Только благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а настоящее затем соединяется с будущим.»
Многие писатели рассуждают о том, для чего человеку нужна память. Вам предлагается самим порассуждать об этом.Удачи!