Реализация компетентностного подхода в географическом образованииФролова Наталья Валерьевна
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Что даёт компетентностный подход?согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе;разгрузку за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса акцента на способы работы с информацией.
Что должен уметь компетентный педагог?Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы и проектно-исследовательских методов;ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;• в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
Педагог должен понимать, что:главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;нужно быть готовым к постоянным переменам;
Педагог должен остерегаться:по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
. проектная технология в современной школе является актуальной, т.к. данная технология формирует все 7 ключевых компетенций1. Ценностно-смысловая компетенция.2.Общекультурная компетенция.3.Учебно-познавательная компетенция.4.Информационная компетенция.5.Коммуникативная компетенция.6.Социально-трудовая компетенция.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Мультимедийные учебники
Интерактивные наглядные пособия
Фрагмент мультимедийного учебника
Основные направления применения мультимедиа учебников в обучении географии.
Применение учебных презентацийСборник "Моя Бурятия"учащиеся 9 - х классов
Проект “Этнография”
Проект «Вода-источник жизни»
Персональные проекты
Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.