РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила Чуприна Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Чистовская СОШ»
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ: Социальные;Поликультурные;Коммуникативные;Информационные;Саморазвития и самообразования;Продуктивной творческой деятельности.
Иерархия компетенций , предложенная ДПН А.В. Хуторским:Ключевые компетенции;Общепредметные компетенции;Предметные компетенции.
В историческом и обществоведческом образовании выделяют:- Умение работать с текстовыми, вещественными и изобразительными историческими источниками;- Умение локализировать объект в пространстве, работать с картой;- Хронологические умения (называть даты, рамки событий; определять последовательность, длительность и синхронность событий, явлений и процессов);- Высказывать оценочные суждения.
Примеры формирования компетентностей учащихся на разных этапах урока, разработанного мной, по теме «Два разных мира: быт и обычаи россиян XVIII века» (8 класс)
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ1. Внимательно прочитайте отрывок.2. Определите видовую принадлежность документа:- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,- правовой документ: изложены нормы права,- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,- информационные материалы: излагаются только факты.3. Интерпретация текста:- разделите текст на смысловые блоки,- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,- определите, к какой теме из изученного курса истории (обществознания) относится текст.4. Анализ текста:- раскройте всю полноту социальной информации источника.5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Список источников:Иванютина В.Н. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики. http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5 – 11 классы/ Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007г.История. 5 – 11 классы: развернутое тематическое планирование/ авт.-сост. Н.Н. Бузюмова, Н.А. Солодская, О.А. Божескова. – Волгоград: Учитель, 2009г.Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145. Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001гФеоктистова Ю.В. Метод проектов на уроках истории. http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г. – с.58-65.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. Ростов н/Д: Феникс, 2007г.