Современный учебник истории Мымрина Людмила ИвановнаЗав. отделом исторического и социально-экономическогообразованияТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников
Характерные черты “нового поколения” учебников истории Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического ;Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”;Замена понятийной системы учебника образной;Информационная избыточность текста учебника ;Многоуровневая система образов;Новые выразительные способы изложения учебного текста;Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации;Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника;Становление новой иллюстративной метасистемы;Формирование новой системы вопросов и заданий;Сложный состав аппарата ориентировки;Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;
Особенности содержания учебников “нового поколения” Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящегоНаличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности;Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации.
Особенности методического аппарата Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию содержащейся в учебном издании информации;Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.);Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию;Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни;Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации;Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний;Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.
Существенные признаки вертикали школьных учебников Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. В издательстве “Просвещение”:По всеобщей истории – под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. ЧубарьянаПо истории России – специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова.В основе этих комплектов лежат:Последние научные достижения российских и зарубежных историковНа основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития странИсторическое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процессЭто позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории
Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК – программа и учебники – объединяет общая целевая установка.
В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов. В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных группВ других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелейВ-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипыВ-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского обществаПредметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.
Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление. Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна:На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел “Как работать с учебником”, в котором школьниками подробно расказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантов “прояснения” структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального использованияА.О. Чубарьян – каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному выводу учебной темы.
Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств. Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющие “свиту” учебника, “наряжаются в одежду” от того же кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.
Структура школьного учебника