НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИСТОРИИ Из опыта работы Патрикеевой Светланы Рашидовны, учителя истории и обществознания МОУ «Красногорская СОШ №2»
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыковПриближает школьное обучение к жизниПредполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациямиИскореняет негативные явления традиционного обучения
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК В литературе характеризуется как форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах обучения.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ. /ВЛАДОС, 2003/
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ. /ВЛАДОС, 2003/АЛЬТЕРНАТИВЫ УРОКУШкольная лекцияЛабораторное занятиеСеминарское занятиеПрактическое занятие
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ Короткова М.В., Студеникин М.Т. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, ОПИСАНИЯХ. /ВЛАДОС, 1999/
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ Шоган В.В. УРОКИ ИСТОРИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. /ФЕНИКС, 2005/.Урок-образУрок логического мышленияУрок настроенияУрок самостоятельного действияУрок актуализации и проповеди
РЕКОМЕНДАЦИИ Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Идея: создание системы нетрадиционных уроков в рамках профильного обучения и воспитательной системы класса.Цель: повышение эффективности уроков, активизация познавательного интереса учащихся, развитие их самостоятельности и творческих способностей, социализация школьников.Условия реализации: отбор актуальных задач, использование современных технологий преподавания, личностный подход и мастерство учителя.Ожидаемый результат: воспитание личности – индивидуальной и неповторимой, с широким кругозором и коллективистской направленностью.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Урок истории по теме « СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (6 класс)Урок проводится в форме устного журнала и требует предварительной подготовки: составление кроссвордов, проектов обложки журнала, а также подготовки отдельными учащимися сообщений по теме, изготовления наглядного материала.
СТРАНИЧКА РЕДАКТОРА Выступление ученика. В нашем журнале 6 страниц: страница редактора, географическая страница, студенческая страница, а также интервью, реклама, досуг. Я, как редактор, посвятил свою страницу истории университетского образования.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА Откроем географическую страницу. Ученик работает у карты и прикрепляет заранее подготовленные условные знаки к тем городам, где были университеты. Затем комментирует свои действия.
ИНТЕРВЬЮ Интервью с ректором средневекового университета. Учащиеся знакомятся с материалом о системе работы университета и сами задают вопросы ученику (или нескольким ученикам), играющему роль ректора. Первые один - два вопроса задает редактор.
СТУДЕНЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА В результате знакомства с этой страницей учащиеся должны сделать вывод о том, что жизнь и учеба средневековых студентов были очень тяжелыми, и ответить на проблемный вопрос: Почему все равно они называли свой университет «альма матер»- «ласковая мать»?
РЕКЛАМА Следующая страница – рекламная. Ученики представляют рекламу печатного станка Гутенберга в любой форме.
НА ДОСУГЕ Заключительная страница – На досуге. На этом этапе урока подводятся итоги конкурса кроссвордов и защита проектов обложки журнала.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !