Предметные недели: нетрадиционный подход. И мы сохраним, тебя, русская речь,Великое русское слово.Анна Ахматова.
Цели Недели: вызвать живой интерес к русскому языку, законам, по которым он живёт, к различным языковым явлениям, к слову; воспитывать патриотизм; способствовать развитию творческих способностей учащихся; закрепить практические навыки устной и письменной речи.
Неделя русского языка и литературы Цели Недели определяют выбор материала и форм работы: мы стремимся создать, с одной стороны, атмосферу праздника, радости открытия, творчества, с другой – серьёзного, кропотливого труда.
Заседание МО учителей русского языка и литературы На МО мы намечаем план проведения праздника, разрабатываем задания, которые вручаются каждому классу на открытии Недели.
Задания по русскому языку, которые стали уже традиционными: Конкурсные словарные диктанты Грамматические эстафеты Смотр – конкурс « Лучшая тетрадь по русскому языку» Игра - путешествие «Грамматическое колесо» для учащихся 5-8 классов.
Конкурсные словарные диктанты. Для всех классов, начиная с пятого, составляем тематические диктанты. В этом году мы выбрали диктанты, объединённые темами: «Родина», «Искусство», «Труд», «Школа». Конкурсные диктанты оценивались так: «5» - нет ошибок и нет поправок;«4» - одна поправка; «3» - одна ошибка;«2» - ошибок более чем одна.
Проведение грамматических эстафет. Готовясь к эстафетам, учащиеся должны повторить орфограммы:5 класс – чередующиеся гласные в корне;6 класс – н и нн в суффиксах прилагательных;7 класс – суффиксы прилагательных и причастий. В классах эстафеты проводятся по рядам. На школьном Дне эстафет определяются по параллелям классы - победители.
Смотр – конкурс « Лучшая тетрадь по русскому языку» Учитывается выполнение орфографического режима, грамотность, красота оформления.
Для игры заранее заготавливаются указатели станций,маршрутные листы,карточки с заданиями,дипломы для награждения команд.
Игра - путешествие «Грамматическое колесо» для учащихся 5-8 классов. Цели и задачи этой игры – обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
«Грамматическое колесо» «Грамматическое колесо» - командная игра, поэтому перед её началом необходимо сформировать команды учащихся из пяти человек (4 игрока и капитан).
Игра начинается на станции «Теоретическая» с конкурса капитанов, затем командам вручаются маршрутные листы с указанием пути следования, и команды начинают движение по кольцу.
Игра заканчивается после того, как все команды пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию « Теоретическая», где жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество баллов, объявляет результаты и награждает участников дипломами.
Формы внеклассной работы по литературе Литературная гостиная. Литературный салон.Литературно – музыкальная композиция. Литературный монтаж.Литературные игры.Сюжетно-ролевые и познавательно-творческие игры.Смотр литературных газет.Проектная технология.
Литературная гостиная. Литературный салон. Литературные гостиные позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим активными участниками далёких или недавних времён и событий; играть роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков.
Литературно-музыкальная композиция. Учащиеся заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется у них шанс показать с пользой для себя и других заложенные природой способности: музыкальные, актёрские, ораторские, танцевальные.
Литературные игры. Лёгкая развлекательная форма игры оказывается весьма подходящей для осуществления образовательных и воспитательных задач
Сюжетно-ролевые и познавательно-творческие игры. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что учащиеся вместе с учителями представляют себя исполнителями определённых ролей. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображении и речи.
Смотр литературных газет. Мероприятие устраивается в гимназии как выставка-конкурс по юбилейному литературному календарю. Создание газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности.
Проектная технология. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы.