Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе
Переход на Государственные стандарты третьего поколения требует от учреждений начального и среднего профессионального образования модернизации образовательного процесса, проектирования образовательных технологий на модульно- компетентностной основе.
Современный подход к получению знаний учащимися позволяет педагогическим коллективам в образовательных учреждениях НПО выбирать и конструировать педагогический процесс по моделям, отвечающим современным запросам общества и рынка труда конкретного региона (города, района и т.д.) Проектирование должно способствовать формированию специалиста, способного к адекватной оценке производственных процессов, принятию самостоятельных решений, к его социальной активности.
Разработка модульных программ должна основываться на требовании работодателей к видам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии). Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня.
«Компетенция – это свойство личности, характеризующее его стремление и способность ( готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области». Ю.Г. Татур
Обучение с использованием модульных программ, основанных на компетенциях отличается от традиционных методов обучения и невозможно без интеграции теории и практики в учебном процессе, организации образовательной среды. Кроме того, в корне меняется роль преподавателя или мастера п/о: из транслятора знаний он превращается в консультанта, направляющего процесс обучения, организующего самостоятельную работу учащегося по получению, закреплению и самоконтролю знаний.
Окружающая среда (образовательное учреждение, предприятие, где учащейся проходит практику, семья, общество) влияет на формирование компетенций. Создание развивающей среды, а следовательно, приобретение компетенций, возможно в случае изменения основных установок педагогов и их отношений с учащимися: смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих обучающихся (метод активного обучения).
При использовании модульных программ преимущество отдается самостоятельной работе обучающихся, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен пре подавателем и аудиторией. - - анализ и обобщение информации; - - обсуждение и решение проблемных ситуаций; - применение полученных знаний в процессе решения задач; - выступления (презентации); - проектная деятельность.
Для эффективной реализации обучения в рамках модульных программ, основанных на компетенциях, перед преподавателями и мастерами п/о стоят следующие методические задачи: - применять активные методы обучения; - создавать условия для самостоятельного обучения с опорой на приобретение нового опыта; - переосмыслить роль и функции самого преподавателя, научиться обучать по новому. Успешное освоение компетенций обеспечивается тем, что обучающиеся понимают и разделяют цели и задачи модульного обучения, обучаются работать в команде, ориентированы на поиск новых знаний, осваивают умения на практике, получают постоянную обратную связь от преподавателей и мастеров п/о, постоянно учатся учиться.