Реализация компетентностного подхода на уроках математики Автор: учитель математики МОУ «Бельская СОШ» города Белого Тверской области Сильченкова С.Н.
Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Компетенция – заданное требование, норма образовательной подготовки учащегося Компетентность - реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности учащегося
Ключевые компетенции - ценностно-смысловая - общекультурная - учебно-познавательная - информационная - коммуникативная - рефлексивная
Ценностно-смысловые компетенции включают в себя способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, принимать решения. Ученик должен знать, что и как он будет изучать на уроке.
Формирование ценностно-смысловых компетенций учащиеся придумывают вопросы по теме, начинающиеся со слов: «что», «как», «зачем», «почему» и др. изучают самостоятельно параграф, составляют краткий конспект, выписывают новые свойства, устанавливают, на какие из ранее изученных они опираются, выбирают главное слово в определении, например, медиана- это отрезок…, параллелограмм – это четырёхугольник… решают логические задачи и задачи, требующие практической смекалки C:\Users\1\Desktop\конференция\Логические задачи.pptформированию ценностно-смысловых компетенций способствуют олимпиады, предметные конкурсы.
Формирование общекультурных компетенцийОсобое внимание обращается на грамотную речь, произношение имён числительных, написание математических терминовУмение выражать своё мнение с использованием слов «предположим», «вероятно», «по-моему», «делаю вывод», «я согласен» или «я не согласен» Составление текстовых задач на заданную темуЗадачи со скрытой информацией C:\Users\1\Desktop\конференция\Задачи со скрытой информацией.pptxИспользование исторических сведений и задач Немного истории.ppt
Учебно-познавательные компетенции включают в себя готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Сравнение, сопоставление, классификация объектов по заданным признакам Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них (задач повышенного и высокого уровня сложности) Понимание необходимости проверки полученных результатов на практике
Учебно-познавательные компетенцииСамостоятельное на основе опорной схемы формулирование определения основных понятий Поиск оригинального способа решения (урок решения одной задачи)Выполнение творческих работ (математические сказки, сочинения, правила в рисунках)Использование различных методов познания (наблюдение, измерение, опыт, моделирование, практическая работа)Участие в проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверкиC:\Users\1\Desktop\конференцияC:\Users\1\Desktop\конференция\Банковские операции.pptC:\Users\1\Desktop\конференция\Проект координаты.pptC:\Users\1\Desktop\конференция\Электронное пособие Проценты.pptx
Информационные компетенцииСпособность передавать содержание прослушанного или прочитанного в соответствии с целью учебного заданияУмение извлекать учебную информацию на основе анализа чертежей, рисунков, моделейИспользование задач прикладного характера, вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт.
Информационные компетенцииУмение работать со словарями, справочниками, предметными указателями, энциклопедиями для поиска нужной информацииУмение использовать Интернет для поиска учебной информации C:\Users\1\Desktop\конференция\Историч. справка.pptИспользование учащимися компьютера для создания презентаций, для самостоятельного обучения (учебные диски, образовательные сайты, онлайн тесты, электронные тренажёры) C:\Users\1\Desktop\конференция\Преобразование графиков.ppt C:\Users\1\Desktop\конференция\Таблица умнож 5кл.xlsC:\Users\1\Desktop\конференция\Умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу. 5класс.xls
Коммуникативные компетенцииВладение монологической и диалоговой речьюУмение вступать в речевое общениеУмение участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)Следование этическим нормам и правилам ведения диалога Навыки работы в парах, в группах, в коллективе в целом
Формировании коммуникативных компетенций Использование работы в группах ( рассказать правило, определение, выслушать ответ, обсудить решение задачи) Сдача устных зачётов (10-11 класс по геометрии) Устное решение задач и примеров с подробным объяснением Устное рецензирование домашнего задания Ответ у доски вслух и с комментариями своих действий
Рефлексивные компетенцииСамостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование работы и т.д.)Объективное оценивание своего вклада в решение общих задачВладение навыками контроля и оценки своей деятельности и деятельности товарища C:\Users\1\Desktop\конференция\оценочный лист.doc
Заключение Компетентностный подход сориентирован на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации. Это поможет выпускникам адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависит от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.